Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний,необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
II. Развитие внимания……………………………………………………………..6
1. Развитие произвольного внимания…………………………………………..6
2. Соотношение видов внимания……………………………………………….8
III Виды внимания………………………………………………………………...9
Непроизвольное внимание…………………………………………………10
Произвольное внимание……………………………………………………12
Послепроизвольное внимание……………………………………………...13
IV. Свойства внимания………………………………………………………….14
Объём……………………………………………………………………….. 14
Устойчивость……………………………………………………………… 14
Интенсивность………………………………………………………………16
Концентрация………………………………………………………………..16
Распределение……………………………………………………………….17
Переключение……………………………………………………………….17
Колебания……………………………………………………………………20
V. Заключение……………………………………………………………………22
VI. Список литературы………………………………………………………….24
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине
«Психология и педагогики»
на тему:
«Развитие внимания»
Выполнила:
ст.гр. ЭУС-109
Матика В.А.
Принял:
Шаманин Н.В.
Владимир 2010
План работы:
Введение…………………………………………………………
II. Развитие внимания…………………………………………………………
1. Развитие произвольного внимания…………………………………………..6
2. Соотношение видов внимания……………………………………………….8
III Виды внимания…………………………………………………………
IV. Свойства внимания…………………………………………………………
V. Заключение……………………………………………………
VI. Список литературы……………………………………………………
Введение.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний,необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Дошкольное образование
стало рассматриваться как
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали
актуальными проблемы развития внимания
и проведения психокоррекционной работы
с детьми, имеющими нарушения внимания.
Однако рекомендации для практических
психологов по данным вопросам относятся
в основном к начальной школе
и не освещают опыт организации психокоррекционной
работы с детьми дошкольного возраста,
хотя на сегодняшний день для дальнейшего
успешного обучения необходимо ранее
выявление и коррекция
Внимание является одним
из феноменов ориентировочно-
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Выделяют следующие формы проявления внимания:
- сенсорное (перцептивное);
- интеллектуальное (мыслительное);
- моторное (двигательное).
Основными функциями внимания являются:
- активизация необходимых
и торможение ненужных в
психических и физиологических процессов;
- целенаправленный
- удержание, сохранение
образов определенного
- обеспечение длительной
сосредоточенности, активности
объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его
особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
- аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
- фиксирующий эффект - представление
делается устойчивее в
- усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере в большинстве случаев,
делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется
несколько громче.
II. Развитие внимания.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного
возраста в связи с усложнением
деятельности детей и их передвижением
в общем умственном развитии внимание
приобретает большие
1.Развитие произвольного внимания.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка.
Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами : «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите».По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как
можно быстрее и при этом выполнять инструкцию
1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого;
2) не называть дважды один и тот же цвет;
Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.
Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.
Помимо СИТУАТИВНЫХ СРЕДСТВ, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ-РЕЧЬ.
Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства (Когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко. Так, правильно. А где теперь самое большее ?
Помни !!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Значение словесной само инструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одна из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя).
Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто сбивался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
2. Соотношение видов
внимания
Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры илирешения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в ителлектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста
у детей способность к
III. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным.