Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний,необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
II. Развитие внимания……………………………………………………………..6
1. Развитие произвольного внимания…………………………………………..6
2. Соотношение видов внимания……………………………………………….8
III Виды внимания………………………………………………………………...9
Непроизвольное внимание…………………………………………………10
Произвольное внимание……………………………………………………12
Послепроизвольное внимание……………………………………………...13
IV. Свойства внимания………………………………………………………….14
Объём……………………………………………………………………….. 14
Устойчивость……………………………………………………………… 14
Интенсивность………………………………………………………………16
Концентрация………………………………………………………………..16
Распределение……………………………………………………………….17
Переключение……………………………………………………………….17
Колебания……………………………………………………………………20
V. Заключение……………………………………………………………………22
VI. Список литературы………………………………………………………….24
Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Сосредоточенным
называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид
деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация
(сосредоточенность) внимания
на одних объектах
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними
признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствоватькак об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре
внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
- трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
- легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
- для успешного выполнения
одновременно двух видов
Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному внимания формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
6. Переключение
Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение
внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи
с постановкой новой задачи.
В целом переключаемость
способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от
одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том
случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще
полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
- от отношения между
предшествовавшей и
- от завершенности
- от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем
легче переключиться, и наоборот);
- от индивидуальных
индивидуального опыта и др.);
- от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения
для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
7. Колебания.
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости.
Изменение устойчивости характеризуется переодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Переодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.
Заключение.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны
процессов. Внимание определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социальное обусловленное внимание, непосредственное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социальное обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание не управление ничем, кроме того объекта, на
который оно направлено и
который соответствует
потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств,
например жестов, слов и т.д.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное
обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание
. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Список литературы.
1. Вопросы психологии 1990 г. № 4 с. 161-167
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.
3. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М.,
1973 г.
5. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр.соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т.3. С. 5-328.
6. Выготский Л.С. Мышлекние и речь // Там же. Т.2.
7. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.
Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
8. Психологический журнал 1982 г. Т.З. № 5 с. 54-65.
9. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М., Академия,2005 г. с. 86-90.