Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:08, дипломная работа

Краткое описание

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Итак, наблюдалась однотипность допускаемых детьми ошибок при установлении временной последовательности. А так как характер ошибок и их количество в разных заданиях, выполняемых детьми разных возрастных групп, в целом совпадает, можно говорить о типичности выявленных нарушений определения последовательности во времени детьми дошкольного возраста.

Общее количество допускаемых  детьми ошибок доказывает необходимость  введения в процесс их обучения специальных  приемов вычленения, установления и  восстановления временной последовательности в предложенном содержании. Характер нарушений последовательности указывает путь формирования у дошкольников умений упорядочивать звенья.

Карточки-символы должны соответствовать содержанию последовательно  располагаемого материала. Например, в  комплексе утренней гимнастики упражнения делаются в определенной последовательности и схематически могут быть изображены на карточках в виде стрелочек, показывающих направление движения рук, или треугольников, вершины которых символизируют приседания, повороты, прыжки и т. п. Символы могут быть изображены в виде таких схем в приложении.

Для передачи последовательности действий ребенка в конструировании, аппликации на карточках можно изобразить кисточку, ножницы, согнутый надрезанный  лист бумаги и т. п.

В нашем опыте обучение проводилось так: после проведения утренней гимнастики воспитатель объяснил детям, что в такой же последовательности  эти  упражнения  будут  выполняться   и   в   последующие дни. Чтобы запомнить, какое упражнение делать сначала и какое после него, сделали карточки, на которых эти упражнения были нарисованы. С детьми рассмотрели все упражнения.

Карточки расставили на стреле, у которой есть начало и можно увидеть движение к  острию вправо. Вместе с детьми воспитатель  установил последовательность упражнений, расставив по порядку карточки.

На следующий день перед началом гимнастики с детьми повторили последовательность упражнений по расставленным на стреле карточкам.

При выполнении упражнений дети контролировали последовательность по модели. В последующие дни перед  началом гимнастики дошкольники сами устанавливали карточки на стреле, находя место каждому упражнению. При затруднении воспитатель ставил первую карточку — точку отсчета, а дальнейший ряд продолжали дети. В дальнейшем дети самостоятельно воспроизводили последовательность всех звеньев на стреле и свободно отражали ее в речи, используя наречия «сначала», «потом», «раньше», «позже».

В последние дни эксперимента дети выполняли упражнения по памяти в усвоенной последовательности, а потом по модели проверяли точность выполнения. В результате усвоения последовательности выполнения упражнений время на проведение гимнастики сократилось и сами дети с одобрением оценивали использование модели.

В дальнейшем стрела использовалась, когда необходимо было устанавливать  последовательность на музыкальных занятиях при разучивании песен, плясок, на занятиях по конструированию и аппликации, по рассматриванию и рассказыванию по картинам.

К этому времени дети уже поняли принцип изображения  последовательности на модели и сразу  улавливали ее при объяснении воспитателя, помогали расставить карточки по порядку. По модели дети легко воспроизводили последовательность в работе, в рассказе.

Итак, можно выделить следующие задачи обучения:

- научить детей вычленять  временную последовательность в  предложенном материале;

- воспроизводить порядок следования предложенных звеньев;

- самостоятельно устанавливать  последовательность.

Этапы работы могут быть такие:

- объяснение    материала    в    необходимой    последовательности;

- воспроизведение последовательности  на стреле воспитателем, а затем по мере обучения и самими детьми. При выполнении задания руководствоваться демонстрируемой на стреле последовательностью;

- установление самими  детьми последовательности на  стреле; восстановление детьми на - рушенной последовательности;

- выполнение в последовательности  задания с последующей проверкой  по модели.

В результате такой работы внимание детей было привлечено к  вычленению временной последовательности, и они сами начали ее отыскивать в любом содержании. Появились  элементы временной оценки.

Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять  их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить  пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.

Выводы. При обучении детей распознаванию частей суток необходимо соотнести правильное обозначение каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.

Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно.

 

Глава 3. Методические основы развития чувства времени  у детей 

старшего дошкольного  возраста

 

    1. Методика развития временного представления

 

У детей старшей группы детского сада № 34 мы начинали развивать  чувство времени сначала на интервалы  в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для  детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начали работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем перешли к усвоению других интервалов.

Организация и методика работы были следующие:

- знакомили детей с  длительностью 1, 3, 5 и 10 минут,  при этом использовали секундомер, песочные часы, часы-конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

- обеспечивали переживание  длительности этих интервалов  в разных видах деятельности;

- учили детей выполнять  работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

Работу проводили по этапам.

На 1-м этапе учили  определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание  сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивали накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам (приложение 1).

На 2-м этапе учили  оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности (приложение 1).

На 3-м этапе учили  предварительно планировать объем  деятельности на указанный отрезок  времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов (приложение 1).

На 4-м этапе учили  переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Работа проводилась  на занятиях при обычной организации.

Программный материал первых 3 занятий включал следующие задачи:

- познакомить детей  с длительностью 1 минуты;

- учить умению контролировать  время по песочным часам (приложение 1) в процессе выполнения разнообразной деятельности;

- формировать чувство  удовлетворения от умения выполнять  задание вовремя.

На первом занятии  мы выявляли представления детей  об 1 минуте. «Минута—это 60 секунд, а  секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60»,— пояснял воспитатель, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняли название этого прибора, знакомили со словом «секундомер». Показывали детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняли, что ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагали посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого были показаны песочные часы, было предложено подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрировал по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети сделали вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывали,  где  используются  эти  приборы для  измерения  времени.

Затем на каждый стол поставили  песочные часы, и детям было предложено сказать, что можно успеть сделать  за 1 минуту. На этом занятии и на следующих они сами должны были проверять, что можно успеть сделать за 1 минуту.

На занятии дети выполняли 3 задания:

1. Выкладывали из палочек какие-либо  узоры в течение 1  минуты, следя  за одноминутными песочными часами. Было дано указание: названные  за каждым столом дети по  сигналу одновременно перевернут  песочные часы и? работая, все будут следить за часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. По окончании работы дети рассказывали, кто сколько и каких узоров успел сложить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечал тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успели закончить работу вовремя.

Раскладывали палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

Убирали все палочки по одной  в коробку в течение 1 минуты.

При подготовке к занятию  мы учли, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии давали детям по 30 палочек. Таким образом, были созданы условия, при которых они имели возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени.

Фрагмент занятия рассмотрен в приложении 1.

На следующем занятии  дети вновь наблюдали на песочных часах за протеканием 1 минуты, вспоминали, что они успели сделать на прошлом  занятии за минуту. На этом занятии  задания, предлагаемые детям, были усложнены: в них уже количество операций зависело от индивидуального темпа действий. В конце работы мы обратили внимание детей на это, показав зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. На втором занятии давалось уже 5 заданий, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 1 минуты,  контролируя  время наблюдением за песочными часами. Были даны следующие задания:

- рисовать палочки  на клетчатой бумаге по строчкам  1  минуту;

- разрезать бумагу  на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;

- трем детям, вызванным  к столу, воспитатель предлагал  одеть (раздеть) куклу в течение  1 минуты, а потом рассказать, сколько  вещей успели снять с куклы  за 1 минуту;

- одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать — одеть (раздеть) куклу;

- в раздевальной комнате  предложено пяти детям одеваться  1 минуту, а всем остальным следить,  сколько вещей они успевают  надеть за 1 минуту.

Третье занятие по организации было аналогично второму, отличие заключалось в числе заданий. Дети разрезали полоски бумаги на квадраты, потом квадраты разрезали на треугольники, а затем из квадратов вырезали круги. Сравнивали, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В конце этого занятия выкладывали узоры из полученных геометрических фигур и выясняли, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.

Иной программный материал был в последующих трех занятиях:

- учить детей оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте;

- формировать чувство  удовлетворения от умения точно  определять время.

На четвертом —  шестом занятиях детям предлагали выполнять  те же самые задания, что и на первых трех, но теперь они определяли время уже без песочных часов. Инструкцию давали следующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто, когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».

Последующие два занятия  были посвящены выполнению таких  программных задач:

- учить детей правильно  выбирать объем работы, соответствующий  интервалу в 1 минуту;

Информация о работе Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста