Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:08, дипломная работа
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
Итак, наблюдалась однотипность допускаемых детьми ошибок при установлении временной последовательности. А так как характер ошибок и их количество в разных заданиях, выполняемых детьми разных возрастных групп, в целом совпадает, можно говорить о типичности выявленных нарушений определения последовательности во времени детьми дошкольного возраста.
Общее количество допускаемых детьми ошибок доказывает необходимость введения в процесс их обучения специальных приемов вычленения, установления и восстановления временной последовательности в предложенном содержании. Характер нарушений последовательности указывает путь формирования у дошкольников умений упорядочивать звенья.
Карточки-символы должны соответствовать содержанию последовательно располагаемого материала. Например, в комплексе утренней гимнастики упражнения делаются в определенной последовательности и схематически могут быть изображены на карточках в виде стрелочек, показывающих направление движения рук, или треугольников, вершины которых символизируют приседания, повороты, прыжки и т. п. Символы могут быть изображены в виде таких схем в приложении.
Для передачи последовательности действий ребенка в конструировании, аппликации на карточках можно изобразить кисточку, ножницы, согнутый надрезанный лист бумаги и т. п.
В нашем опыте обучение проводилось так: после проведения утренней гимнастики воспитатель объяснил детям, что в такой же последовательности эти упражнения будут выполняться и в последующие дни. Чтобы запомнить, какое упражнение делать сначала и какое после него, сделали карточки, на которых эти упражнения были нарисованы. С детьми рассмотрели все упражнения.
Карточки расставили на стреле, у которой есть начало и можно увидеть движение к острию вправо. Вместе с детьми воспитатель установил последовательность упражнений, расставив по порядку карточки.
На следующий день перед началом гимнастики с детьми повторили последовательность упражнений по расставленным на стреле карточкам.
При выполнении упражнений дети контролировали последовательность по модели. В последующие дни перед началом гимнастики дошкольники сами устанавливали карточки на стреле, находя место каждому упражнению. При затруднении воспитатель ставил первую карточку — точку отсчета, а дальнейший ряд продолжали дети. В дальнейшем дети самостоятельно воспроизводили последовательность всех звеньев на стреле и свободно отражали ее в речи, используя наречия «сначала», «потом», «раньше», «позже».
В последние дни эксперимента
дети выполняли упражнения по памяти
в усвоенной
В дальнейшем стрела использовалась, когда необходимо было устанавливать последовательность на музыкальных занятиях при разучивании песен, плясок, на занятиях по конструированию и аппликации, по рассматриванию и рассказыванию по картинам.
К этому времени дети уже поняли принцип изображения последовательности на модели и сразу улавливали ее при объяснении воспитателя, помогали расставить карточки по порядку. По модели дети легко воспроизводили последовательность в работе, в рассказе.
Итак, можно выделить следующие задачи обучения:
- научить детей вычленять
временную последовательность
- воспроизводить порядок следования предложенных звеньев;
- самостоятельно устанавливать последовательность.
Этапы работы могут быть такие:
- объяснение материала в необходимой последовательности;
- воспроизведение
- установление самими детьми последовательности на стреле; восстановление детьми на - рушенной последовательности;
- выполнение в
В результате такой работы внимание детей было привлечено к вычленению временной последовательности, и они сами начали ее отыскивать в любом содержании. Появились элементы временной оценки.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.
Выводы. При обучении детей распознаванию частей суток необходимо соотнести правильное обозначение каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.
Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно.
Глава 3. Методические основы развития чувства времени у детей
старшего дошкольного возраста
У детей старшей группы
детского сада № 34 мы начинали развивать
чувство времени сначала на интервалы
в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение
этих интервалов жизненно важно для
детей. 1 минута — та первоначальная,
доступная детям единица времен
Организация и методика работы были следующие:
- знакомили детей с
длительностью 1, 3, 5 и 10 минут,
при этом использовали секундом
- обеспечивали переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности;
- учили детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.
Работу проводили по этапам.
На 1-м этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивали накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам (приложение 1).
На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности (приложение 1).
На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов (приложение 1).
На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).
Работа проводилась на занятиях при обычной организации.
Программный материал первых
3 занятий включал следующие
- познакомить детей с длительностью 1 минуты;
- учить умению контролировать время по песочным часам (приложение 1) в процессе выполнения разнообразной деятельности;
- формировать чувство
удовлетворения от умения
На первом занятии мы выявляли представления детей об 1 минуте. «Минута—это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60»,— пояснял воспитатель, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняли название этого прибора, знакомили со словом «секундомер». Показывали детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняли, что ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагали посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого были показаны песочные часы, было предложено подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрировал по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети сделали вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывали, где используются эти приборы для измерения времени.
Затем на каждый стол поставили песочные часы, и детям было предложено сказать, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом занятии и на следующих они сами должны были проверять, что можно успеть сделать за 1 минуту.
На занятии дети выполняли 3 задания:
1. Выкладывали из палочек какие-
Раскладывали палочки по 10 штук в течение 1 минуты.
Убирали все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты.
При подготовке к занятию мы учли, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии давали детям по 30 палочек. Таким образом, были созданы условия, при которых они имели возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени.
Фрагмент занятия рассмотрен в приложении 1.
На следующем занятии дети вновь наблюдали на песочных часах за протеканием 1 минуты, вспоминали, что они успели сделать на прошлом занятии за минуту. На этом занятии задания, предлагаемые детям, были усложнены: в них уже количество операций зависело от индивидуального темпа действий. В конце работы мы обратили внимание детей на это, показав зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. На втором занятии давалось уже 5 заданий, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 1 минуты, контролируя время наблюдением за песочными часами. Были даны следующие задания:
- рисовать палочки
на клетчатой бумаге по
- разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;
- трем детям, вызванным
к столу, воспитатель
- одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать — одеть (раздеть) куклу;
- в раздевальной комнате
предложено пяти детям
Третье занятие по организации было аналогично второму, отличие заключалось в числе заданий. Дети разрезали полоски бумаги на квадраты, потом квадраты разрезали на треугольники, а затем из квадратов вырезали круги. Сравнивали, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В конце этого занятия выкладывали узоры из полученных геометрических фигур и выясняли, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.
Иной программный материал был в последующих трех занятиях:
- учить детей оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте;
- формировать чувство
удовлетворения от умения
На четвертом — шестом занятиях детям предлагали выполнять те же самые задания, что и на первых трех, но теперь они определяли время уже без песочных часов. Инструкцию давали следующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто, когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».
Последующие два занятия были посвящены выполнению таких программных задач:
- учить детей правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту;