Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:08, дипломная работа

Краткое описание

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

 

 


 

 

 

Схемы к практическому  исследованию

 

Приложение 3 (продолжение)

 

Конспект комплексного занятия по математике в старшей  группе «Пробуждение весны»

Цели  занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.

Демонстрационный  материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.

Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.

Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.

— А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?

— Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на солнышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)

— И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)

Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет.

— Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?

— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.

Я добыла живой  и мертвой воды, но забыла, где  какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?

— Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.

Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 3 стакана, а голубой воды — 4 стакана.

Что можно  сказать? Что объем посуды не зависит  от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.

Теперь мы знаем, что  живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник.

  • Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать?  Что бы мы могли сделать из кирпичиков?
  • Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас измерите с помощью условной меры и выложите цифры — протяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая — ширина.

Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.

 

Приложение 3 (продолжение)

 

Что же еще  не хватает подснежнику, чтобы снова  расцвести?

  • Нужно тучи отогнать от солнышка.
  • А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.

№ 1

Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.

Кто ответит  из ребят,

Сколько было всех утят? (7)

№ 2

Шесть веселых  медвежат

За подснежником спешат,

Но один малыш  устал,

От товарищей  отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5)

№ 3

Ежик по лесу шел

И подснежники  нашел:

Два под березкой,

Один —  у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине? (3)

 

Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно  землю прогревать.

Давайте сделаем два  солнышка, одно из девяти палочек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и поможем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку светить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза людей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти разной геометрической формы. Они действуют тогда, когда разделены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснежник здоровый и красивый.

А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему  теплицу.

 

Итог   занятия

 

- Что вам понравилось  сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали?

- А что не понравилось?

- Отметить тех, у  кого очень хорошо все получается.

 

Приложение 3 (продолжение)

 

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски  построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

1 Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.30.

2 Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.66.

3 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 27.

4 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 34.

5 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 34.

6 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. с. 128.

7 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 34.

8 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 42.

9 Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 35.

10 Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. С. 26.

11 Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.122.


Информация о работе Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста