Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:12, реферат
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
1. Понятие личности
2. Индивид
3. Путь к личности
4. Свобода личности и ответственность
5. Заключение
6. Библиографический список
Министерство образования и науки РФ
Интинский филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
Среднего профессионального образования
«Воркутинский
горно-экономический колледж»
Реферат
По дисциплине:
«Основы психологических
Тема: «Развитие
личности»
Содержание
Введение
Введение
Шаг за шагом каждый из нас продвигается вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.
Личностное
развитие человека несет на себе печать
его возрастных и индивидуальных
особенностей, которые необходимо учитывать
в процессе воспитания. С возрастом
связаны характер деятельности человека,
особенности его мышления, круг его запросов,
интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи
свои возможности и ограничения в развитии.
Так, например, развитие мыслительных
способностей и памяти наиболее интенсивно
происходит в детские и юношеские годы.
Если же возможности этого периода в развитии
мышления и памяти не будут в должной мере
использованы, то в более поздние годы
уже трудно, а иногда и невозможно наверстать
упущенное.
1. Понятие личности
Слово личность
("personality") в английском языке
происходит от
латинского "persona". Первоначально
это слово обозначало маски, которые надевали
актеры во время театрального представления
в древнегреческой драме. Раб не рассматривался
как персона, для этого надо быть свободным
человеком. Выражение "потерять лицо",
которое есть во многих языках, означает
утрату своего места и статуса в определенной
иерархии. В русском языке издавна употребляется
термин "лик" для характеристики
изображения лица на иконе.
Нужно отметить, что в восточных языках
(китайском, японском) понятие
личности связывается не только с лицом
человека, но и со всем его телом. В европейской
традиции лицо рассматривается в оппозиции
с телом, так как лицо символизирует душу
человека, а для китайского
мышления характерно понятие "жизненность"
куда входят и духовные, и
телесные качества индивида.
Таким образом, самого начала в понятии
"личность" был включен внешний, поверхностный
социальный образ, который индивидуальность
принимает, когда играет определенные
жизненные роли - некая "личина", общественное
лицо, обращенное к окружающим.
2. Индивид
Дословно оно
значит неделимую дальше частицу
какого-то целого (от лат. individuum — неделимое).
Этот своеобразный "социальный атом"-
отдельный человек рассматривается не
только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то
социальной группы. в истории философии
и социально-политической мысли известен
индивидуализм - философско-этическая
концепция, утверждающая приоритет личности
перед любой формой социальной общности,
исходящая из представлений об атомарности
индивида.
Гораздо более содержателен другой термин
"индивидуальность",
обозначающий уникальность и неповторимость
человека во всем богатстве его личностных
качеств и свойств. Человек выступает
сначала как особь, "случайный индивид"
(Маркс), потом как социальный индивид,
персонифицированная социальная группа,
и затем как личность. Личность
тем значительнее, чем больше в её преломлении
представлено всеобщих,
общечеловеческих характеристик. Индивидуальность
не просто "атомарность" человека,
скорее характеристика его единичности
и своеобразия выводящих за рамки этой
единичности.
Хорошо сказал
по этому поводу современный немецкий
философ Ю. Хабермас, "моя концепция
меня самого" имеет смысл лишь тогда,
когда человек признается и как вообще
личность, и как именно эта индивидуальная
личность.
С другой стороны, не менее справедливо
утверждение, что человек есть
множественность и у него, как считает,
например, Г.М. Гурджиев, "нет
индивидуальности…нет единого большого
Я". Человек разделен на множество малых
"я ".
3. Путь к личности
Обратимся к
проблеме генезиса, происхождения личностных
особенностей
человека. Возникает вопрос – когда рождается
личность?
Очевидно, что к новорожденному ребенку
термин «личность» не приложим,
хотя все люди появляются на свет как индивиды
и как индивидуальности.
Под последним понимается то, что в каждом
новорожденном ребенке
уникально неповторимым образом запечатлена
как в генотипе, так и в
фенотипе вся его предыстория. Многие
предпосылки личностного развития закладываются
еще во внутриутробном периоде, что требует
соответствующее осмысление в рамках
определенного мировоззрения.
Итак, новорожденный - уже выраженная,
яркая индивидуальность, и каждый
день его жизни увеличивает потребность
в многообразных реакциях на
окружающий мир. Буквально с первых дней
жизни, с первых кормлений,
формируется свой, особый стиль поведения
ребенка, так хорошо узнаваемый
матерью и близкими. Индивидуальность
ребенка нарастает к двух-трех
летнему возрасту, который сравнивают
с обезьяной по интересу к миру и
освоению собственного «Я». Большое значение
для дальнейшей судьбы имеют особые «критические»
моменты, во время которых происходит
восприятие ярких впечатлений внешней
среды, что потом во многом определяет
поведение человека. Они носят название
"импрессинга" и могут быть очень
разными, например, музыкальной пьесой,
потрясшей душу историей, картиной какого-то
события или внешним видом человека.
Дальнейшее развитие личности связано
с «происхождением» других
возрастных периодов и с, другой стороны,
- с особенностями развития
девочек и мальчиков, девушек и юношей.
Возраст, как, профессия, круг
общения, эпоха – все это формирует личность.
На жизненном пути неизбежны и взлеты
– как правило, в юности и в возрасте 30
- 40 лет и
застои(25-30, 40-45).
Рубежами в
жизни человека становятся отрыв от родительской
семьи, создание собственной семьи, рождение
детей и т.п.
Становление личности происходит в процессе
усвоения людьми опыта и
ценностных ориентаций данного общества,
что называют социализацией.
Человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учиться вести себя
в соответствии с ролью ребенка, студента,
мужа и т.д.
Первая грань «Я» – это так называемое
телесное или физическое Я,
переживание своего тела как воплощения
Я, образ тела, переживания
физических дефектов, сознание здоровья
или болезни. В форме телесного Я
мы ощущаем не столько личность, сколько
её материальный субстрат – тело,
через посредство которого она проявляет
себя и иначе проявиться не
может. Тело очень большой вклад в целостное
ощущение собственного Я – об этом всем
известно на собственном опыте. Особенно
большое значение
телесное Я приобретает в подростковом
возрасте, когда собственное Я
начинает выходить из человека на передний
план, а другие стороны Я еще
отстают в своем развитии.
Вторая грань «Я» – это социально-ролевое
Я, выражающееся в ощущении себя носителем
тех или иных социальных ролей и функций.
Доминирование
социально-ролевого Я – характеризующая
черта бюрократа всех времен и
народов, который мыслит себя как воплощение
определенных должностных
функций и государственных интересов
– и ничего кроме этого я не
содержит.
Третья грань – психологическое «Я». Она
включает в себя восприятие
собственных черт, диспозиций, мотивов,
потребностей и способностей и
отвечает на вопрос «какой я».
Четвертая грань
«Я» - это ощущения себя как источника
активности или,
наоборот пассивного объекта воздействий,
переживание свой свободы или
несвободы. Его можно назвать экзистенциальным
Я, поскольку в нем
отражаются личностные особенности высшего
экзистенциального уровня,
особенности не каких-то конкретных личностных
структур, а общих
принципов отношений личности с окружающим
ее миром.
Наконец, пятая грань «Я»- это самоотношение
или смысл Я. Наиболее
поверхностным проявлением самоотношения
выступает самооценка - общее "+" или
"-" отношение к себе. Следует различать
самоуважение - отношение к себе как бы
со стороны, обусловленное какими-то моими
реальными
достоинствами или недостатками - и самопринятие
- непосредственное
эмоциональное отношение к себе, не зависящее
от того, есть ли во мне
какие-то черты, объясняющие это отношение.
Не менее важными
характеристиками самоотношения являются
степень его целостности,
интегрированности, а также автономности,
независимости от внешних
оценок.
Выделяют несколько
крупных социальных типов личности,
которые
прослеживаются на всем историческом
пути развития человечества:
«Деятели» - для таких главное - активное
действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя.
«Мыслители»- это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять.
Люди чувств и эмоций - которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца.
Гуманисты и подвижники - отличаются обостренным
чувством ощущения
душевного состояния другого человека.
4. Свобода личности
и ответственность
Свобода - одна из основных философских
категорий , характеризующих
сущность человека и его существование,
состоящие из возможности личности
мыслить и поступать в соответствии со
своими представлениями и
желаниями, а не вследствие внутреннего
или внешнего принуждения.
Философия свободы человека была предметом
размышлений Канта и Гейгеля,
Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева.
Свобода рассматривалась в
соотношении с необходимостью, с произволом
и анархией, с равенством и
справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно
широк - от полного
отрицания самой возможности свободного
выбора (бихевиоризм), до "бегства от
свободы" (Э. Фромм), в условиях совершенно
цивилизованного общества. В русской философской
традиции категория свободы соотносилась
с понятием "воля" или "вольницы".
Понятие свободы родилось в христианстве,
как выражение идеи равенства людей перед
Богом и возможностью для человека свободного
выбора на пути к Богу.
Свобода воли - понятие означающее возможность
беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека
в выполнении тех или иных целей и
задач личности
Воля считается
слепым неразумным первоначалом особенно
если реализация
свободы приводила к росту неравенства
и несправедливости. Это проблема -
как соотнести свободу и равенство, не
приводя к подавлению и уравнению,стоит
перед каждым обществом и государством.
Решая ее,приходится ориентироваться
на ту или иную систему культурных норм
и ценностей.