Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:57, реферат
Актуальность темы реферата: Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей — это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приемов общения и многим другим.
Введение....................................................................................................3
1. Общая теория психодиагностики: определение понятия «психодиагностика»...................................................................................4
2. Классификация психодиагностических процедур..............................7
3.Развитие психодиагностики на современном этапе............................14
Заключение.................................................................................................23
Список использованных источников.......................................................25
Содержание
Введение......................
1. Общая теория психодиагностики: определение
понятия «психодиагностика»............
2. Классификация психодиагностических
процедур......................
3.Развитие психодиагностики на современном
этапе.........................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
Актуальность темы реферата: Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей — это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приемов общения и многим другим.
В самом общем виде психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин “психодиагностика”, распространившийся в психиатрии вслед за появлением работы Г. Роршаха “Психодиагностика” (Rorsсhach H., 1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Термин “диагноз” начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.
Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы.
Цель реферата: Рассмотреть и проанализировать развитие психодиагностики на современном этапе развития
Предмет рассмотрения в реферате - психодиагностика
1 Общая теория психодиагностики: определение понятия «психодиагностика»
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила “диагностических умозаключений”, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических “переменных”. Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях “встроены” в сам диагностический инструмент, в других — требуют особой работы с диагностическими показателями — стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.
Выделяемая для
Связь психодиагностики,
с одной стороны, и теоретико-экспериментальной
психологии — с другой, имеет двусторонний
характер. Психодиагностика в целом не
только воплощение понятий соответствующих
дисциплин в конкретных методиках, но и способ
проверки истинности теоретико-психологических
построений. Если, например, предполагается,
что деятельность людей существенно отличается
по мотивам, то должны быть найдены методы,
выявляющие различные мотивы у разных
людей. Если предполагается, что не существует
психически здорового человека, который
не имел бы какой-либо мотивации, то не
может существовать валидных методов,
которые бы диагностировали отсутствие
всякой мотивации у конкретного лица,
не являющегося психически больным. Если
бы относительно некоторых теоретически
выделенных мотивов оказалось невозможным
обнаружить дифференциально-
Психология соответствующей
предметной области составляет одну
из составных частей психодиагностики.
Другая базовая дисциплина, являющаяся
фундаментом общей
Третье основание
Таким образом, теоретическая психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, “полевых” условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, и богатый клинический, да и житейский опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый.
Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое.
2. Классификация психодиагностических процедур
В наше время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.
Во-первых, можно различать диагностические методы,
основанные на заданиях, которые предполагают
правильный ответ, либо на заданиях, относительно
которых правильных ответов не существует.
К первому типу относятся многие тесты
интеллекта, тесты специальных способностей,
некоторых личностных черт (например,
тест Равена, диагностическая процедура
определения полезависимости-
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.
Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое
для классификации
Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6-7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных.
Открытые опросники
не предусматривают
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: “теплый — холодный”, “сильный — слабый”). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структурации объектов на уровне шкалы наименований.
Индивидуально-ориентированные (идиографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.
Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве “стимула”, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.
Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает или в роли консультанта, или психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы.
Информация о работе Развитие психодиагностики на современном этапе развития