Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:05, контрольная работа
Развитие психологии в России. Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. Последние полтора века психологические идеи интенсивно развивались и в российском научном знании. С 60-х годов XIX века физиологические взгляды на психику разрабатывались И.М. Сеченовым. Как уже отмечалось, первую лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который, развивая идеи Сеченова, сформулировал концепцию психологии как науки, использующей объективные методы, и предложил целостную программу её развития.
Развитие психологии в России.
Развитие психологии в разных странах,
несмотря на общие закономерности, имело
свои специфические особенности. Это относится
и к отечественной психологии. Последние
полтора века психологические идеи интенсивно
развивались и в российском научном знании.
С 60-х годов XIX века физиологические взгляды
на психику разрабатывались И.М. Сеченовым.
Как уже отмечалось, первую лабораторию
экспериментальной психофизиологии в
1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который,
развивая идеи Сеченова, сформулировал
концепцию психологии как науки, использующей
объективные методы, и предложил целостную
программу её развития. В это же время
всемирное признание получают работы
И.П. Павлова (1849–1936) по условным рефлексам.
Усилиями этих выдающихся ученых в отечественной
психологии был утвержден приоритет рефлексологического
подхода, оказавшего влияние на развитие
всей мировой психологии.
После Октябрьской революции 1917 г. растет
интерес к социально-психологическим
проблемам, проблемам личности, возникают
новые направления исследований: психотехника,
педология, реактология и т.п. В это время
Л.С. Выготским (1896–1934) создается культурно-историческая
концепция психического развития. Понимая,
что объяснить сознание человека законами
биологической эволюции невозможно, Выготский
обращает своё внимание на орудие как
средство специфической человеческой
деятельности и формирует фундаментальную
идею об опосредственном характере психической
деятельности человека: орудием этого
опосредствования выступает знак (слово).
Если предметное орудие направлено вовне,
на внешний объект, то знак направлен внутрь,
он является орудием социального взаимодействия
людей. Психическое отражение действительности
человеком детерминируется закрепленным
в слове социальным опытом людей – такова
основная идея теории Выготского. Знак
(слово, схема, число) – это искусственно
созданный человеком стимул сознательной,
социально обоснованной регуляции поведения.
Сознание в своем генезисе обусловлено
социальным взаимодействием. Применение
знака, слова как специфического человеческого
психического регулятора перестраивает
все высшие психические проявления, функции
человека.
Механистическая память становится логической,
ассоциативные представления трансформируются
в продуктивное мышление и творческое
воображение, импульсивные действия –
в действия произвольные.
Значительное внимание Выготский уделял
выявлению структуры сознания, считая,
что человеком осознается то, что представлено
в социально нормированной форме.
Само же сознание – это динамическая
смысловая система, функционирующая в
единстве ее эмоциональных, волевых и
интеллектуальных компонентов. Под сознанием
Выготский понимал комплекс высших психических
функций.
Вся структура психической организации
личности, утверждал Выготский, обусловлена
ее реальным социальным взаимодействием.
Личность становится для индивида тем,
что она представляет собой для других.
Психологическая природа человека представляет
совокупность общественных отношений,
перенесенных внутрь и ставших функциями
личности.
Выготский утверждал, что психическое
развитие идет не вслед за созреванием,
а обусловлено развивающими воздействиями
среды. Усвоение общечеловеческого опыта
и есть специфическая форма человеческого
психического развития. На этих основных
положениях формировались отечественная
теория психического развития (А.Н. Леонтьев)
и педагогическая психология (П.Я. Гальперин,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Вместе с тем нужно отметить, что в советское
время происходит абсолютизация физиологического
подхода в изучении психики. К концу 50-х
годов XX века сложилась ситуация, когда
психологии была отведена роль раздела
в физиологии высшей нервной деятельности
и раздела психологических знаний в марксистско-ленинской
философии.
И все-таки благодаря подвижнической деятельности
многих ученых-психологов, были сохранены
основы психологии как науки, обеспечившие
возможность её дальнейшего развития.
Более того, ученые СССР внесли немалый
вклад в мировую психологию – это С.Л.
Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н.
Мясищев, Б.Ф. Ломов и многие другие.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
занимался методологией теории деятельности.
Основной исходный постулат Рубинштейна
– отражение реального бытия опосредовано
конкретной деятельностью человека. Психика
и деятельность едины – психика формируется
и проявляется только в деятельности.
Но внешние воздействия упорядочиваются
через внутренние факторы – цели, мотивы.
Всеобщим проявлением психологического
детерминизма является то, что внешние
причины действуют через внутренние условия.
Все психические проявления следует понимать
как процессы – саморазвивающиеся динамические
явления, порождающие соответствующие
результаты – психические образы, понятия,
принятие решений и пр.
А.Н. Леонтьев разрабатывал деятельностный
подход к психике, исследуя ее развитие
в фило- и онтогенезе.
В структуре деятельности Леонтьев
исследовал взаимодействие ее компонентов,
мотивов, целей и условий, а в структуре
сознания – иерархию системообразующих
его компонентов – систему значений и
смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых
образований Леонтьев выделил в качестве
базовой структуры личности.
Идея психологии как науки о человеке,
где психическое есть суть человека и
человеческого общества в интеграции
с историей человечества и развитием Вселенной,
была обоснована Борисом Герасимовичем
Ананьевым (1907–1972).
Александр Романович Лурия (1902–1977) явился
основоположником отечественной нейропсихологии.
Он исследовал проблемы мозговой локализации
высших психических функций, разрабатывал
методы нейропсихологической диагностики
(известные в мировой науке как «батарея
луриевских методов»), изучал вопросы
нейропсихологии памяти и нейролин-гвистики.
В 1959 г. Борис Федорович Ломов (1926–1989) открыл
первую в стране лабораторию инженерной
психологии (первоначально называвшуюся
лабораторией индустриальной психологии).
Были проведены фундаментальные исследования
по проблемам обработки информации человеком-оператором,
надежности деятельности, разработаны
принципы учета человеческого фактора
при проектировании различных автоматизированных
систем управления и многие другие. Эти
работы активизировали экспериментальные
исследования и дали толчок развитию социальной
психологии. В 1962 г. Е.С. Кузьмин организует
первую в стране лабораторию социальной
психологии, в Ленинградском государственном
университете.
Становление инженерной и социальной
психологии, расширение поля практического
приложения и повышение уровня психологических
исследований показали значимость психологической
науки и остро поставили вопрос о подготовке
психологических кадров. В 1966 г. в Московском
и Ленинградском государственных университетах
были открыты факультеты психологии, а
в 1972 г. создан Институт психологии АН
СССР.
1990-е гг. ознаменовали собой освобождение
психологии от идеологического догматизма
и необоснованных запретов. Российская
психология получила возможность развиваться
в системе мировой психологии и использовать
ее потенциал для научных исследований
и решения практических проблем психологической
помощи людям.
Значение трудов:
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество и какова роль социальной психологии в жизни этого общества? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества?
Начнем с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.
Социальная психология - наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
Для чего же нам нужна социальная психология и какова ее роль в обществе?
Известно, что в последние годы повсеместно на смену эйфории, связанной с радужными надеждами на научно-технический прогресс и господствовавший в мире многие десятилетия, пришло реалистическое видение тех воздействий, которые научно-технический прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества.
Одним из отрицательных последствий и издержек научно-технического прогресса является расхождение и удаление друг от друга технических и гуманитарных знаний, наук о “мертвой” природе и наук о живом человеке. Особенно дефицит гуманитарных знаний и гуманитарной культуры заметен в деятельности технических специалистов. Инженерно-технический и научно-технический специалист готовился лишь для того, чтобы развивать технику, производство. Его интеллект, навыки, психология и мироощущение концентрировались лишь на сфере решения технических задач. Знание о живом человеке для которого, казалось бы и создавалась вся техника затрагивались очень поверхностно. В результате повсеместно расцвели технические методы обучения специалистов, технический способ деятельности и мышления подготовленного специалиста. Техницизм проявляется и тогда, когда происходит абсолютизация любой профессиональной деятельности, профессиональных знаний и подходов. Это ведет к тому, что частные потребности и интересы вытесняют общие и общечеловеческие. Крайнем выражением этого стало трагическое развитие военной и экологической ситуации в мире.
В поисках путей преодоления сползания к катастрофе человечество обращается к гуманизации отношений в мире, к гуманитаризации образования, к человеку, как наивысшей ценности жизни и важнейшей практической и научной проблемы современной науки и культуры. Усиление гуманитарной образованности даст возможность техническому специалисту уметь находить, скажем, непрофессиональные, человеческие, гуманистические аспекты своих специальных знаний и дел.
В ряду различных наук о человеке особое значение имеют социологические и гуманитарные науки, в частности, социальная психология.
С одной стороны, социально-психологические знания вместе с другими социальными и гуманитарными знаниями будут способствовать нейтрализации технических подходов во взглядах, мироощущений и деятельности технического специалиста, они помогут увидеть всю сложность и глубину реальных человеческих отношений, не позволяющих искать упрощенные ответы и решения.
С другой стороны, профессиональная деятельность инженера (познавательная, преобразовательная, исследовательская и т.п.) представляет собой не только контакт с объектом (конструкцией, техникой, технологией), но и включает необходимый элемент живого человеческого общения. Помимо постановки целей и принятия решения здесь проявляются такие социально-психологические компоненты мышления, как координация групповых целей и представлений, умение разрешать конфликты внутри группы. Приходится учитывать и решать проблемы конформности и коллективности, лидерства. Все эти проявления межличностного общения требуют от инженера социально-психологических знаний и социально-психологической культуры: инженер-исследователь их должен получить вместе с профессиональными знаниями в процессе обучения в институте.
Поэтому роль социальной психологии уже на первом этапе изучения рассчитана на то, чтобы дать систематическое изложение социальной психологии, показать значение социальной психологии для понимания и решения конкретных проблем развития общества, обогатить молодого специалиста знанием основных закономерностей личностного самовоспитания.
Дискуссии о предмете социальной психологии и о ее судьбе велись давно. Но важных два обстоятельства способствовали новому обсуждению проблемы.
Во-первых, запросы практики. Решение экономических, социальных и политических проблем требовало более пристального анализа психологической стороны соответствующих процессов. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности должны были быть исследованными не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.
Во-вторых, произошли изменения и в общей атмосфере духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса, начинавшейся «оттепелью» и позволяло обсуждать судьбу социальной психологии (так же, впрочем, как и социологии) уже не в качестве «буржуазной науки», а по существу проблемы.
В определении предмета социальной психологии сложились три подхода.
Первый, получивший преимущественное распространение среди социологов, утверждал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под определение. Иногда больший акцент делался на изучении психологии классов, других больших социальных общностей, и в этой связи - на отдельные элементы общественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи). В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. В рамках этого же подхода согласно говорилось о необходимости изучения коллективов. Специфически были разделены термины «социальная психология» и «общественная психология». Плехановский термин «общественная психология» был интерпретирован как определенный уровень общественного сознания, т.е. как обозначение необходимого явления, в то время как термин «социальная психология» был закреплен за названием науки.
Второй подход, был предметом исследования в социальной психологии личности - с точки зрения типологий личности, ее особенностей, положения в коллективе, или же в системе межличностных отношений и общения, что и дает большие основания рассматривать социальную психологию как часть психологии.
В ходе дискуссии обозначился и третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе и обществе. В этом случае проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов, исследуемых в различных школах социальной психологии, включался в ее предмет. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит и практическим потребностям общества, поэтому оказалось наиболее укоренившимся.
Социальная психология получила широкое развитие в обществе, в таких отраслях общественной жизни, как промышленное производство (с попытками создания здесь социально-психологической службы), деятельность СМИ, школа (с утверждением должности «школьного психолога», выполняющего преимущественно социально-психологическую работу), армия, «служба семьи» и пр. Судьба этой области социальной психологии в дальнейшем значительно изменяется, отчасти в связи с дальнейшей специализацией и отпочкованием так называемой практической социальной психологии (экспертиза, консультирование, тренинг), отчасти в связи с радикальными социальными преобразованиями после 1985
Психологическая теория коллектива представлена наиболее полно в работах А.В.Петровского. Сущность этой теории - доказательство того, что группа лишь при определенных условиях становится коллективом, а именно: когда благодаря развитию совместной деятельности достигает такой стадии, на которой цели группы разделяемы всеми ее членами, так же как и ее ценности. Совместная деятельность, таким образом, выступает не просто как интегратор сплоченности группы, но в значительной степени опосредует собой все групповые процессы, традиционно изучаемые в групповой динамике. Поэтому другое название психологической теории коллектива А. В. Петровского - 'теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе'.
Другой распространенный подход был предложен Л.И.Уманским. В противовес теории А. В.Петровского этот подход иногда именуют «параметрической концепцией», поскольку в его основу положена идея о четырех основных параметрах группы, по степени развития каждого из которых можно судить об уровне развития группы в целом. Эти параметры: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность.