Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:05, контрольная работа
Развитие психологии в России. Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. Последние полтора века психологические идеи интенсивно развивались и в российском научном знании. С 60-х годов XIX века физиологические взгляды на психику разрабатывались И.М. Сеченовым. Как уже отмечалось, первую лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который, развивая идеи Сеченова, сформулировал концепцию психологии как науки, использующей объективные методы, и предложил целостную программу её развития.
напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
3. Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
4. Перцептивный компонент общения. Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимных изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
213
Важную роль в общении играет его коммуникативный компонент, на котором необходимо остановиться особо. Коммуникация - это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми входе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей:
Информация как таковая может бить двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
214
Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - аудитория (реципиент) - обратная связь.
Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Специфика взаимопонимания между людьми
Взаимопонимание - социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
215
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.
Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:
В то же время всегда существует вероятность присутствия непонимания между людьми. Причинами недопонимания могут быть:
тест на лидерские качества:
Результаты теста:
Качества лидера выражены средне, их следует развивать. Поэтому руководителем крупной организации вы, скорее всего, не станете, хотя кресло мелкого столоначальника вполне можете получить. Если вы проявите усердие, то сможете стать руководителем отдела или главным бухгалтером. Не отказывайтесь, если вам предлагают руководить проектом: маленькими шагами вы будете приближаться к карьерному успеху
Первым делом давайте разберемся,
какие именно качества выделяют лидера
из общей массы. Для этого достаточно вспомнить
однокурсника, коллегу по работе или просто
друга, который внушает вам уважение и
стремление соответствовать ему. Какие
качества свойственны таким людям? Кратко
перечислим основные из них. Итак, лидер:
1) умеет ставить цели и стремится к их
достижению – то есть целеустремлен; 2)
заряжает окружающих энтузиазмом, своим
примером побуждая их к действию; 3) в экстремальных
ситуациях он всегда – у руля; 4) легко
адаптируется к новым условиям, способен
пережить неудачи и двигаться дальше.
Яндекс.Директ Ищете работу в Сыктывкаре?У нас
352 открытых вакансий! Найдите подходящую
работу рядом с домом. syktyvkar.hh.ru К перечисленному
выше можно добавить еще внешний вид. Конечно,
фотомоделью быть необязательно, скорее,
имеются в виду опрятность, выдержанность
стиля, хорошая физическая форма. Хилый,
нелепо одетый и постоянно жалующийся
на здоровье лидер – это из разряда фантазий.
На вопрос, стоит ли развивать в себе лидерские
качества, наверное, каждый ответит «да».
И это естественно, ведь человек, обладающий
такими качествами, большего добивается,
пользуется повышенным вниманием (в том
числе и противоположного пола), и жизнь
его гораздо интересней и насыщенней.
И хотя плата за это – высокие ответственность,
риск и энергозатраты – цель оправдывает
средства. Естественно, все люди не могут
быть лидерами (иначе кто же будет ведомым),
но стать индивидуальностью может каждый,
и никто не запретит вам стремиться к лидерству.
Развить эти качества могут все, хотя некоторым
людям кажется, что они на это не способны.
Если у вас сложилось мнение, что вы один
из таких людей, то начинайте изменять
себя прямо сейчас. Шаг 1 – ставим цели
Первым делом необходимо научиться четко
и ясно видеть перед собой цели и постоянно
стремиться к их достижению. Начните с
малого. Просто поставьте перед собой
какую-нибудь нетрудную задачу и добейтесь
ее выполнения. И пусть поначалу это будут
совсем не глобальные цели – ничего страшного,
ведь мы же учимся. Здесь важен сам факт
работы над собой. Постановка целей и их
достижение должны войти в привычку. Добившись
результата, фиксируйте его в тетради.
И ежедневно зачитывайте свои победы,
это даст вам стимул двигаться дальше.
Когда начнет получаться, вы будете чувствовать
потребность продолжать работу – аппетит
ведь приходит во время еды. Итак, пример.
Вечером вы ставите перед собой цель проснуться
завтра по будильнику и идти на пробежку.
Перед предстоящим разговором с начальством
вы твердо решаете, что ваша задача – отчетливо
изложить суть дела, а не мямлить что-то
невразумительное. Идя на день рождения
к другу, вы задаетесь целью во время застолья
встать и бодрым голосом произнести красивый
тост. И выполняете все безоговорочно.
Шаг 2 – становимся энтузиастом Следующий
этап – энтузиазм. Казалось бы, научиться
этому качеству невозможно, но, тем не
менее, выход есть. Начиная с сегодняшнего
дня, вы перестаете жаловаться окружающим
на что-либо. Избавьтесь от этого как от
вредной привычки. Люди сторонятся неудачников,
поэтому, общаясь с ними, дайте им понять,
что у вас все в порядке. Если же произошла
какая-то неприятность, расскажите о ней
с юмором. Обратите внимание: уважаемые
вами люди, скорее всего, именно так и делают.
Чтобы облегчить себе задачу, смотрите
побольше юмористических передач. У людей,
смотрящих на жизнь с юмором, есть чему
поучиться. Например, решив рассказать
друзьям или коллегам о том, как вас затопили
соседи, обсчитал продавец, или о том, как
вы, слушая музыку у себя на даче, посадили
аккумулятор своего авто, поведайте об
этом в шуточной манере. В противном случае,
воздержитесь от такого рассказа. Делясь
же позитивными новостями, стремитесь
делать это как можно чаще, ведь этим вы
будете вселять энтузиазм в ваших собеседников.
Вскоре после того, как вы возьмете это
себе за правило, окружающие будут уверены,
что дружба с вами – не обуза, а удовольствие.
Шаг 3 – становимся героем Третий пункт
– достойное поведение в экстремальных
ситуациях. Чтобы в таких ситуациях вести
себя достойно, нужно привыкнуть к ним.
В этом поможет близкое знакомство с экстремальными
видами спорта: горные лыжи, бокс (если
вы – мужчина), катание на гидроцикле.
А как насчет прыжков с парашютом? Это
уже для самых отчаянных. В принципе, даже
верховая езда или катание на коньках
(которое доступно большинству людей)
дает немного острых ощущений. Экстремальные
ситуации бывают разные, поэтому нужно
быть всегда готовым к неожиданностям,
что само по себе достаточно сложно. Однако
приняв такую позицию как данность, вы
сделаете решительный шаг на пути к лидерству.
Шаг 4 – адаптируемся Еще одна особенность
лидера в том, что он умеет быстро адаптироваться
к изменяющимся условиям и двигаться дальше,
несмотря ни на что. Научиться этому, пожалуй,
сложнее всего. Чтобы психологически себя
подготовить к такой жизненной позиции,
имеет смысл сначала просто отслеживать
эти самые изменяющиеся условия. Например,
приучите себя следить за последними тенденциями
в моде, техническими новинками, новыми
компьютерными программами. И, исходя
из этого, распределяйте свой бюджет и
планируйте время. Когда вы привыкните
находиться в курсе последних новшеств
и жить в ногу со временем, то и это лидерское
качество будет вашим. И еще... Разумеется,
свой внешний вид нужно поддерживать на
5 баллов. Возьмите за правило покупать
только такие предметы одежды, которые
подчеркивают ваш стиль. Следите за своей
физической формой. В общем, делайте все
возможное, чтобы выглядеть лучше. Итак,
подведем итоги. Если вы чувствуете себя
в рядах отстающих, ваше мнение далеко
не решающее, вам недостаточно внимания
со стороны коллег и знакомых, то пора
начинать изменять себя в лучшую сторону.
Данные советы – только начало, они призваны
помочь вам сделать первые шаги на пути
к собственному развитию. И на этом пути
столько всего интересного, так что дерзайте!