Развитие речи дошкольника в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении.

Содержание

Введение
1. Роль речевого общения в развитии речи детей
2. Формы общения детей со взрослыми
3. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
4. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками
5. Разговор воспитателя с детьми, как метод обучения диалогической речи в повседневном общении: виды, тематика, содержание, руководство разговорами.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР по методике развития речи.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

  В непосредственном общении с воспитателем дети задают много вопросов, которые показывают, как растут их сознание, интересы, расширяется круг знаний. Они живо интересуются жизнью взрослых, окружающими предметами, природой. Воспитатель внимательно вслушивается в вопросы и понятно отвечает на них, организует их обсуждение. При ответах на вопросы следует опираться на опыт детей, на наглядность. Иногда при нежелательных вопросах о вульгарных словах целесообразно, кратко объяснив, что это слово нехорошее, переключить внимание детей на что-нибудь другое. Бывают такие вопросы, на которые воспитатель не знает ответа. В подобных случаях следует говорить, что он почитает об этом и расскажет в следующий раз.

  Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.

  Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, если вам не трудно, поменяйте нам воду в тазу, мы моем кубики». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

  Для развития диалогической речи в старшем  дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В  процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а следовательно, и развивает их.

  Подлинной социальной практикой ребенка является игра (А. В. Запорожец). Известно, что  в игре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.

  Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

  Эффективным методом развития диалогической  речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны  игры с образными игрушками. Воспитатель  разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

  В методике разработано много дидактических  игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической  речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

  Полезно использовать подвижные игры, которые  содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные  жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и  др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

  Целенаправленное  обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых  ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

  Методика  использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане (СНОСКА: Материалы исследования А. А. Лукьяницы и М. В. Ремизовой (научный руководитель В. И. Яшина)).

  Приведем  примеры ситуаций для средней  группы:

  1. Воспитатель рассказывает: «Антоша,  Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».

  Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»

  2. а) Воспитатель говорит: «У  Тани день рождения. Ребята пришли  ее поздравить. Покажите, как они  будут это делать».

  б) «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

  Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

  В старшем дошкольном возрасте детям  предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.

  Следует отметить, что отдельные диалогические  умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

Заключение

Для того чтобы эффективно решать многогранные задачи воспитания, вовлекать детей  в целесообразную содержательную деятельность, необходимо развитое общение, богатый арсенал средств и методов воспитательного воздействия, способных мобилизировать, организовать, активизировать деятельность воспитанников. Воспитание и жизнь общества едины. Детское сознание и поведение формируются в процессе жизни, под влиянием самых разнообразных отношений, возникающих в процессе деятельности и общения.

Человеческое  общение есть духовная деятельность, взаимодействие между людьми, обмен  мыслями, чувствами, переживаниями. Потребность  в общении для ребенка - одна из ведущих. Она возникает с момента рождения и проявляется сначала как способ удовлетворения материальных, а затем и духовных потребностей. Вот почему уже первый крик младенца - инстинктивный сигнал к общению. Стремление к общению так же органично присуще человеку, как и стремление к познанию. В известном смысле познание есть часть общения. Человеку присуща жажда познания потому, что через знания, умения, навыки он добывает необходимые блага и утверждает себя в предметном мире.

Вместе  с тем ему свойственна и жажда общения, потому что именно через общение и деятельность люди передают от одного поколения к другому огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, опыт общественных отношений, социальных форм поведения. Кроме того, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие.

     Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

     Формирование  возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь  ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Литература

    1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.

    2. Демидова Е.В.Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. – 327 с

    3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

    4. Пискунов А.И., История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие для педагогических ВУЗов, Сфера, 2004

    5. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

Информация о работе Развитие речи дошкольника в процессе общения