Развитие творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников, уровень творческих способностей младших школьников повысится.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Провести экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте
Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………10
1.3. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………………….22
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте…………………………………..…………..24
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....24
2.2 Методы и анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей младшего школьного возраста …………………………..….26
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….35
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...37
Выводы по второй главе……………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая творческие способности.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Мы определили, что творческие способности развиваются и проявляются у школьников неравномерно. Лучше проявляются творческие способности на невербальном, конкретном материале (рисунках). А школьная программа обучения предполагает развитие творческих способностей на предметном материале. Мы предлагаем создать условия для развития творческих способностей посредствам реализации развивающей программы.

 

2.3.Теоретическое обоснование программы.

Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями обществ, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений. С другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает необходимость развития, саморазвития, самосозидания.

Цель программы – развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Задачи программы:

1. развитие интересов, мотивации  и творческих способностей;

2. развитие межличностной компетентности;

3. укрепление чувства  “я”, личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;

4. развитие способности  к пониманию своего внутреннего  мира и чувств и потребностей  других людей;

5. развитие навыков  принятия решения;

6. развитие мышления (в  первую очередь, невербального), эстетических  переживаний, мануальных навыков и т. д.

Арт-терапия:

1. Создает положительный  эмоциональный настрой в группе.

2. Облегчает процесс  коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

3. Укрепляет культурную  идентичность ребенка, способствует  преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных  коллективах.

4. Позволяет обратиться  к тем реальным проблемам или  фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

5. Дает возможность  на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

6. Развивает чувство  внутреннего контроля, создает условия  для экспериментирования с кинестетическими  и зрительными ощущениями, стимулирует  развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.

7. Содействует творческому  самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.

Принципы: Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.

Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.

Блоки программы: Диагностические методы: тест “Незавершенные фигуры”, Методика Вартега “Круги”, Методика “Предложения”; анализы результатов по данным методикам; Тематический план; Коррекционно-развивающая программа.

Практические задачи исследования:

Изучить особенности проявления показателей творческих способностей  младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной  и контрольной группе.

Разработать и апробировать развивающую программу.

Оценить результативность программы.

Сформулировать выводы по проведенному исследованию.

Программа состоит из 6 занятий, в которой участвуют 20 учеников младшего школьного возраста.

 

2.4. Оценка эффективности реализованной программы

 

Для проведения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.

Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было организовать деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.

Результативность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.

 Количественные результаты  повторной диагностики представлены  в сводных таблицах в приложении  знаменателем дроби.

Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.

Для проведения сравнительного и корреляционного анализа  сформулируем гипотезы.

Н 0 – Если  не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения  не будет происходить  успешно.

Н 1 – Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.

Таблица № 1. “Сравнительный анализ эффективности

 развивающей деятельности”

 

гибкость

Оригин.

Разраб.

Соп. Зам.

Верб.

креат

гибкость

Оригин.

Разраб.

Соп. Зам.

Верб.

креат

Экспериментальная

группа

6

(30%)

12

(60%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)

8

(40%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

Контрольная группа

5

(25%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

6

(30%)

15

(75%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)


 

Из таблицы видно, что низкая эффективность наблюдается по показателю “гибкость”. Возможно, это связано с тем, что гибкость зависит от широты кругозора, от накопления и расширения теоретических знаний. А развивающие занятия  этого не обеспечивали.

Оригинальность

60%=1, 772

30%= 0, 886

φ*= (1, 772-0, 886)• √(12•6/12+6)= 1.808

Разработанность

70%=2,065

20%=0,590

φ*= (2,065-0,590)•√(14•4/14+4)=2,601

Сопротивление замыканию

80%=2,362

25%=0,737

φ*=(2,362-0, 737) •√(16•5/16+5)=3,16

Вербальная креативность

75%=2,212

30%=0,886

φ*=(2,212-0,886) •√(15•6/15+6)=2,745

Критические значения:

φ*≤ 1,64 (р≤0,05), φ*≤2,31 (р≤2,31)

Т.К. φ* эмп. > φ* кр., Н0 отвергается.

Таким образом, наша гипотеза о том, что если применять коррекционно-развивающую программу для развития творческих способностей младших школьников, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно, подтверждается, что и следовало доказать.

Выводы ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

  1. Изучение и анализ литературы показал, что о проблеме формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста много говорят и пишут.

Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты.

В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем (мыслительных задач).

Одним из современных направлений в развитии творческих способностей младших школьников является арт-терапия. Она содействует творческому самовыражению личности ребенка.

  1. Структура творческих способностей, представленная отдельными ее показателями (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) является неоднородной в своем проявлении. Младший школьный возраст располагает благоприятными возможностями для проявления креативности: хорошая мотивационная активность, гибкость мышления при решении проблем, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Все это характерно для потребностей детей в творчестве. Уже у младшего школьника мы можем наблюдать различие между двумя аспектами творчества, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей (мыслители-оригиналы, разрабатывают идею теоретически), и, с другой стороны, – как творчество в разработке идей (мыслители-разработчики, разрабатывают практическую реализацию идеи). Высокая мотивационная активность и гибкость мышления не позволяли детям останавливаться на детальной разработке идей. Проявление некоторыми испытуемыми низкого уровня показателей творческих способностей не является свидетельством отсутствия творческого потенциала.
  2. Младшие школьники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале, нежели вербальные. Это связано с тем, что в рисунке ребенок может лучше выразить свои способности. Так же невербальные задания представляют меньше рамок и ограничений по сравнению с вербальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выдвинутая в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.

Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.

Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.

Перспективами исследования может стать организация работы по развитию творческих способностей со школьниками подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 1999. – 213 с.
  2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
  3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников “Сам себе арттерапевт”. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 115 с.
  4. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 4. – С. 30-37.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 327 с.
  6. Боронска Т. Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор // Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, 2000. – 589 с.
  7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. – 703 с.
  8. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 32-38.
  9. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ Под ред. Гамезо. М. В. – М., 1999. – 492 с.
  10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288с.
  11. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб., 1997. – 285с.
  12. Выготский Л. Н. Вопросы детской психологии. – М., 1997. – 326 с.
  13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
  14. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1998. – 573 с.
  15. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. – 149 с.
  16. Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М., 2006. – 656 с.
  17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб, 1999. – 537 с.
  18.   Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста “Нарисуй историю” // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. – Том 7. – №3. – С.51-64.
  19. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. – 429 с.
  20. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 376 с.
  21. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С.67-87.
  22. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего  школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
  23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. – 313 с.
  24. Лук А. Н. Психология творчества. – М, 1978. – 347 с.
  25. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. –Том 8. – №1. – С.10-23.
  26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
  27. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998. – 297 с.
  28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – 312 с.
  29. Обухова Л. Ф. Детская психология. – М., 1995. – 284 с.
  30. Обухова Л. Ф.Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 1998. – 236 с.
  31. Писталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1987. – 489 с.
  32. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. – 398 с.
  33. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990. – 316 с.
  34. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 127-158.
  35. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. – 299с.
  36. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 10. – С. 24-37.
  37. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – С. 21-48.
  38. Холт Э. и Кейзер Д. Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми Кинетического рисунка семьи // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2004. – Том 7. – №2. – С. 20-34.
  39. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 2005. – С. 126-139.
  40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1995. – 793 с.

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников