Развитие творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников, уровень творческих способностей младших школьников повысится.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
Проанализировать уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Провести экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте
Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………10
1.3. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
Выводы по первой главе……………………………………………………….22
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте…………………………………..…………..24
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....24
2.2 Методы и анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей младшего школьного возраста …………………………..….26
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….35
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...37
Выводы по второй главе……………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая творческие способности.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложения

Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 - 2

9,0 (1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

3 - 4

8,9 (1,6)

7,6 (1,6)

9,7 (3,6)

31,7 (15,2)

5 - 6

9,0 (2,1)

6,8 (2,2)

9,2 (4,1)

30,4 (16,5)

7 – 8

9,1 (1,8)

7,4 (1,9)

9,6 (3,6)

31,8 (17,4)

9 – 11

9,7 (0,7)

8,1 (1,2)

10,7 (3,3)

40,4 (13,6)

1 - 11

9,2 (1,4)

7,6 (1,6)

10,0 (3,4)

31,3 (15,3)


 

Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( - ) показателей образной креативности (Российская выборка).

Возраст

Объем выборки

Беглость

Оригинальность

Разработанность названий

Сопротивление замыканию

М

σ

М

σ

М

σ

М

σ

6 – 7 лет

97

21,0

7,3

15,9

11,0

9,2

5,3

5,6

3,5

8 – 9 лет

81

20,3

6,6

12,6

7,6

4,7

1,9

7,7

3,6

10 лет

54

22,6

6,5

17,8

9,0

9,4

3,6

7,8

4,1

11 – 12 лет

190

21,5

8,2

14,6

9,5

7,6

3,3

8,6

3,8

13 – 15 лет

184

22,0

8,8

13,9

7,1

7,7

3,0

9,4

3,7


 

Средние показатели дивергентного мышления.

Методика “Круги”

Параметр

Возраст, лет

8

10

мальчики

девочки

мальчики

девочки

гибкость

З,6

3,6

4,3

4,6

беглость

14,6

15,5

11,7

14,3


Средние значения дивергентной продуктивности.

Методика “Предложения”.

 

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

3,3

4,2

девочки

4,0

5,2


 

Сводная таблица результатов изучения образной креативности в экспериментальной группе.

Показатели креативности в Т - баллах

 

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

Сопротивление

замыканию

1

56

52/52

34/52

34/48

38/42

2

56

65/65

48/52

48/48

38/48

3

56

65/65

48/52

48/48

42/52

4

56

46/46

48/52

48/48

42/52

5

56

65/75

68/68

68/70

42/42

6

56

65/75

48/52

48/52

45/52

7

56

46//52

70/70

70/80

57/57

8

56

52/52

65/70

65/70

58/75

9

56

52/52

65/70

65/70

64/70

10

56

65/65

48/48

48/52

50/52


Сводная таблица результатов изучения образной креативности в контрольной группе.

Показатели креативности в Т - баллах

 

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

Сопротивление

замыканию

1

50

52/60

48/50

32/42

42/42

2

56

65/65

48/50

33/38

29/38

3

56

52/60

70/70

68/68

50/50

4

50

52/60

68/68

41/52

35/52

5

56

46/46

70/75

68/68

41/41

6

56

65/65

48/48

61/61

45/45

7

31

52/60

70/70

56/56

33/38

8

56

27/27

27/38

36/48

45/45

9

56

65/65

70/70

70/70

70/70

10

56

65/65

70/70

38/38

59/59


 

Сводная таблица результатов изучения показателей дивергентного мышления по методике “Круги”.

 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

беглость

гибкость

оригинальность

беглость

гибкость

оригинальность

1

11

3

2

1

17

2

2

2

24

3

4

2

11

3

0

3

11

2

0

3

24

6

2

4

17

4

2

4

11

2

0

5

14

3

0

5

17

3

0

6

17

2

2

6

17

3

0

7

17

3

2

7

25

5

4

8

25

4

6

8

24

6

2

9

25

6

6

9

20

4

2

10

20

4

4

10

17

3

2


 

Сводная таблица результатов изучения

 продуктивной дивергентности.

Экспериментальная

Контрольная

1

3/3

1

4/4

2

3/5

2

3/3

3

4/5

3

3/3

4

1/4

4

3/3

5

3/5

5

1/2

6

4/6

6

4/4

7

4/5

7

2/2

8

3/6

8

1/1

9

1/2

9

3/2

10

3/3

10

2/2


 

Коррекционно-развивающая программа

Тематический план

Тема занятия

Задачи

Используемые упражнения

1

«Я единственный на планете»

1.Знакомство детей друг с другом  и психолога с группой.

2.Создание доброжелательной  атмосферы на занятиях.

3.Первое знакомство с  понятиями «жесты», «мимика», «интонация»

1. «Приветствие»

2. «Внимание»

3. «Чудесное путешествие»

4. «Снежный ком»

5. «Беседа о жестах, мимике, интонации.

6. «Прощание»

2

«Ассоциации»

1.Развитие интереса к себе.

2.Развитие вариативности  мышления.

3.Творческое самовырожение.

1. «Приветствие»

2.Похожий-непохожий»

3. «Ассоциации»

4. «Релаксация»

5. «Рисование»

6. «Обсуждение рисунков»

7. «Прощание»

3

«Наши имена»

1.Идентификация ребенка со своим  именем, формирование позитивного  отношения к своему «Я»

2.Стимулирование творческого  самовыражения.

1.»Приветствие»

2. Сказка «Страна имени»

3. «Паутинка»

4. «Вход в страну имени»

5. «Рисование имен»

6. «Представление имен»

7. «Выход из страны  имени»

8. «Прощание»

4

«Моя семья»

1.Формирование чувства принадлежности  к своей семье.

2.Творческое самовыражение.

1. «Приветствие»

2. Игра «Любящие родители»

3.Игра «Верно-неверно»

4.Рисование «Моя семья»

5. «Обсуждение рисунков»

6. «Прощание»

5

«Волшебные краски»

1.Развитие воображения, креативности.

2.Гармонизация эмоционального  состояния.

1. «Приветствие»

2. «Волшебный мешочек»

3. «Релаксация»

4. «Расказчик-слушатель»

5. «Волшебные краски»

6. «Прощание»

6

«Страна Фантазия»

1.Развитие творческого воображения  и мышления.

2.Отработка механизмов  саморегуляции.

3.Сплочение группы.

1. «Приветствие»

2. «Сказочные испытания»

3. «Вход в страну Фантазия»

4. «Изготовление пальчиковых  кукол»

5. «Выход из сказочной  страны»

6. «Прощание»

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников