Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Раскрыть понятия творческих способностей.
Разработать конспекты уроков.
Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
Проанализировать полученные результаты.
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
I.1. Понятие творческих способностей. 5
I.2. Творческие способности. Классификация, составляющие. 7
I.3. Способы развития творческих способностей. 9
I.4 Способы развития творческих способностей на уроках информатики. 13
I.5 Понятие и виды ИТ. 15
II. Практическая часть 17
II.1 Беседа с учителем 18
II.2 Диагностика невербальной креативности 18
II.3 Анализ уроков 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Департамент Образования Кировской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий
Выпускная квалификационная работа:
Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий.
Работу выполнила
студентка 5 курса
по специальности 050202
«Информатика»
Сыскина Елена Анатольевна
Руководитель:
Дзюба Оксана Николаевна.
г. Орлов, 2010
Воли не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
В России всегда были и всегда будут творческие люди. Потребность в них актуальна для любого времени. Прогресс принес в нашу жизнь комфорт и удобства, но те, которые создают прогресс, однозначно относятся к тем, кто умеет мыслить неординарно, творчески. Люди с творческими способностями, способны находить нетрадиционные решения существующих проблем, реагировать на потребности общества.
Одна из важнейших
проблем образовательной систем
Тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий».
Объект исследования – развитие творческих способностей.
Предмет исследования – влияние информационных технологий на развитие творческих способностей на уроках информатики.
Гипотеза исследования: если на уроках информатики использовать информационные технологии, то это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Методы:
База исследования: МОУ СОШ д.Кузнецы.
Способности – внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия со внешним миром. [9]
Способности можно определить
как устойчивые психологические
свойства людей, которыми они отличаются
друг от друга и от которых зависят
их успехи в различных видах деятельности
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их. [14]
У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретеными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.
Природно обусловленные – развитие определенных задатков при условии, что человек сможет добиться больших успехов.
Социально обусловленные – связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности.
Общими – являются, например, умственные и двигательные способности человека.
Специальными – являются, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие.
Предметные – деятельность человека с реальными материальными предметами, работа со знаковыми системами и различными символами.
Коммуникативные – к их числу относят ораторские и организаторские способности, а так же способности к убеждению, внушению, лидерству. [14]
Отдельные способности
человека, по мнению В.А. Крутецкого, еще
не гарантируют успешного
Крутецкий В.А. различал способности разного уровня — учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. [9]
Учителю, вдумчиво
изучающему учеников, для правильной
организации учебно-
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью, и осуществлять и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Л. С. Выготский писал: «Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может оказаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых».
Под творческими (креативными)
способностями учащихся понимают «...комплексные
возможности ученика в совершен
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
Воспитание творческих способностей у детей, школьников, студентов в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академическая успеваемость не всегда сочетается с высоким уровнем творческих способностей. Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.
Если учитель обладает высоким творческим потенциалом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими способностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики.
Креативность - (лат. -создание, сотворение), аналог понятия «творческие способности», неразрывно связана с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (для творца, или общества).[14]
Творчество личности — это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Проблема творчества, способности к творчеству занимала умы мыслителей всех эпох развития мировой культуры и была предметом изучения самых различных отраслей науки: философии, психологии, педагогики, физиологии, культурологии.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможностей усваивать различный материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей». Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников. Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе.
Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал он, многие качества, необходимые творческой личности – художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества. Наилучшей применительно к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Для этого важно, чтобы подростку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д. Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи. Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора. Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности.