Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние информационных технологий на развитие творческих способностей.
Задачи:
Раскрыть понятия творческих способностей.
Разработать конспекты уроков.
Провести опытно-практическую работу по подтверждению или опровержению гипотезы.
Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
I.1. Понятие творческих способностей. 5
I.2. Творческие способности. Классификация, составляющие. 7
I.3. Способы развития творческих способностей. 9
I.4 Способы развития творческих способностей на уроках информатики. 13
I.5 Понятие и виды ИТ. 15
II. Практическая часть 17
II.1 Беседа с учителем 18
II.2 Диагностика невербальной креативности 18
II.3 Анализ уроков 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР_Сыскина.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Инструкция  к тесту

Перед вами бланк  с недорисованными картинками. Вам  необходимо дорисовать их, обязательно  включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации  результатов тестирования ниже представлен  атлас типичных рисунков контрольной  выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов  тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо  сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая  внимание при этом на использование  сходных деталей и смысловых  связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0.67

0,58

0,48

0,00

3

4

2

1'

1

0

0


Примечание:

1 - процент людей,  результаты которых превышают  указанный уровень креативности;

2 - значение  индекса оригинальности;

3 - значение  индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

2,41 / 5 = 0,48

Индекс  уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать  можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.  

 

Атлас типичных рисунков

 

Картинка №4

 

 

 

 

Приложение 1

Беседа с  учителем:

  1. Сколько лет Вы работаете учителем информатики в школе?
  2. Какие информационные технологии Вы используете на уроках информатики?
  3. Как Вы считаете, можно ли развивать творческие способности с помощью ИТ? Без использования ИТ?
  4. Как часто Вами применяются ИТ? С какой целью?

 

Приложение 3

Урок 1

Тема: Создание открытки. Вставка картинок и объектов WordArt.

    1. Научить учащихся вставлять картинки в ТР Word.
  1. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с текстовым редактором предложив задание.
  1. Закрепить знания;
  2. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Формы организации работы на уроке: фронтальная работа, самостоятельная работа

Оборудование: мультимедийный проектор, файлы-заготовки изображений, мультимедийная презентация для объяснения нового материала, раздаточный материал для самостоятельной работы

План  урока.

Этап

Время мин.

Методы, приемы и формы

1

Орг.момент

1 мин

Приветствие

2

Целеполагание

1 мин

Рассказ

3

Объяснение  нового материала

6 мин

Объяснение, демонстрация, рассказ.

4

Первичное закрепление

35 мин

Индивидуальная  работа

5

Итог урока

2 мин

Беседа


Ход урока

 

 

 

 

 

Струк-ый эл-т занятия

Деятельность учителя

Деят-ть учащихся

Орг.момент

Здравствуйте, сегодня занятие проведу у  вас я, Елена Анатольевна.

Приветствуют

Целеполагание

Знакомство  с темой и целями урока. Рассказать учащимся, с какой целью созданный  документ дополняется рисунками.

Слушают.

Объяснение  нового материала

Продемонстрировать  учащимся возможность добавления в  документ рисунка с помощью меню Вставка ® Рисунок.

Рассказать учащимся об основных приемах работы с графическими объектами.

Познакомить учащихся с различными вариантами взаимного расположения графики и текста.

Показать учащимся, как выбирать размер и масштаб, а  также поворачивать изображение.

Показать учащимся, как регулировать обрезку и настройку  изображения.

Слушают.

Первичное
закрепление

 Учащиеся получают листы с практическими заданиями. Учитель контролирует выполнение работы, и в случае появления проблемы помогает её решить.

Слушают.

Уясняют.

Работают за компьютером.

Итог урока

(рефлексия)

Возникли  ли у вас трудности?

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Отвечают.


 

Приложение 4

Урок 2

Тема: Вставка таблицы.

Цели:

  1. Научить учащихся вставлять таблицы в текстовый документ Word.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с текстовым редактором, предложив различные задачи.
  3. Закрепить знания полученные на прошлом уроке;
  4. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

План урока

Этап

Время

Методы, приемы, формы

1

Орг. момент

2 мин

 

2

Целеполагание

2 мин

Рассказ

2

Изучение нового материала

15 мин

Рассказ, демонстрация, беседа

4

Закрепление

20 мин

Индивидуальная работа

5

Итог

6 мин.

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие

Приветствие

Целеполагание

Сегодня на уроке вы познакомитесь, как в текстовый документ вставлять  таблицы.

Слушают

Изучение нового материала

Еще одним из важных объектов является – таблица.

Для того чтобы создать  таблицу, мы выбираем  меню –  таблица – вставить таблицу – таблица. Нажимаем, выйдет диалоговое окно в котором вы должны указать число столбцов и строк таблицы.

Если Вам нужна сложная таблица. Вы можете воспользоваться меню -  таблица -  нарисовать таблицу, у вас выйдет диалоговое окно с помощью которого вы сможете нарисовать таблицу. Здесь можете выбрать тип линии, установить толщину линии. Цвет границы.

Слущают, смотрят

Закрепление материала

Сейчас вам будет  предложена практическая работа, в  которой вы должны будите создать  таблицу, и c помощью нее создать кроссворд по любой из тем по информатики. Примером будет кроссворд мои любимые писатели.

Выполняют

Итог

Вам понравилось работать с таблицами?

 

Мои любимые  писатели.

   

Ч

                         
 

П

у

ш

к

и

Н

                 
   

к

     

е

   

Ж

           
   

о

     

к

   

и

       

Д

 
   

в

     

р

   

Т

о

л

с

т

о

й

   

с

     

а

   

к

       

с

 
   

к

     

с

   

о

       

т

 
   

и

   

П

о

л

Е

в

о

й

   

о

 
   

й

     

в

 

с

         

е

 
               

е

         

в

 
               

н

         

с

 
         

К

   

и

         

к

 
     

Л

е

р

м

о

н

т

о

в

   

и

 
         

ы

               

й

 
         

л

                   
 

Г

р

и

б

о

е

д

о

в

           
 

о

     

в

                   
 

г

                           
 

о

                           
 

л

                           
 

ь

                           
                               



«Три девицы под окном  пряли поздно вечерком…»

  1. «Лев и собачка», «Война и мир»
  2. «Повесть о настоящем человеке»
  3. «Белеет парус одинокий…»
  4. «Горе от ума»
  5. «Чудо-дерево»
  6. «Дед Мазай и зайцы»
  7. Рассказы о животных
  8. «Преступление и наказание»
  9. «Шагане ты моя Шагане…»
  10. «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука»
  11. «Вечера на хуторе Близ диканьки»

 

 

 

Приложение 5

Урок 3

Тема: Создание рисунков в ТР Word.

Цели:

  1. Научить учащихся пользоваться автофигурами в ТР  Word.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с текстовым редактором предложив задание.
  3. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;
  4. Развивать творческие способности с помощью ИТ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, карточки с заданием.

Источник информации:

План урока.

Этап

Время мин.

Методы, приемы и формы

1

Орг.момент

1 мин

Приветствие

2

Целеполагание

1 мин

Рассказ

3

Объяснение нового материала

6 мин

Объяснение, демонстрация, рассказ.

4

Первичное закрепление

35 мин

Индивидуальная работа

5

Итог урока

2 мин

Беседа


 

Ход урока

Струк-ый эл-т  занятия

Деятельность  учителя

Деят-ть учащихся

Орг.момент

Здравствуйте, сегодня  занятие проведу у вас я, Елена Анатольевна.

Приветствуют

Целеполагание

Сегодня мы научимся создавать  рисунки в ТР Word, с помощью автофигур.

Слушают.

Объяснение нового материала

Автофигуры – набор типичных фигур, включающий такие базовые фигуры, как прямоугольники и окружности, а также различные линии, соединительные линии, объемные стрелки, компоненты структурных схем, выноски, звезды и ленты.

Для того, чтобы вызвать панель с автофигурами необходимо выполнить команду Вставка–Рисунок–Автофигуры. Для того, чтобы выбрать необходимую фигуру  нужно выбрать категорию, содержащую её. Нажав на кнопку с нужной категорией, открывается множество фигур. Выбираем нужную фигуру, при этом указатель мыши превращается в плюсик. Затем подводим его в то место, где будем рисовать, и удерживая левую кнопку мыши, рисуем фигуру.

Фигуры можно увеличивать, уменьшать, поворачивать, отражать, раскрашивать, а также комбинировать с другими фигурами для создания более сложных форм. Для этого необходимо выделить её, а затем подведя указатель мыши к углу автофигуры или к любой из её сторон дождаться, когда мышь примет форму двойной стрелки, и удерживая левую кнопку мыши, изменить размер.

Для того, чтобы выполнить  заливку фигуры нужно выполнить  ряд действий:

  1. Выделите автофигуру, для которой требуется использовать заливку.
  2. На панели инструментов Рисование щелкните стрелку рядом с кнопкой Цвет заливки.
  3. Выполните одно из следующих действий.
    • Чтобы использовать чистый цвет, выберите нужный цвет из списка или нажмите кнопку Другие цвета заливки.
    • Чтобы использовать художественную заливку, нажмите кнопку Способы заливки, а затем откройте вкладку Градиентная, Текстура, Узор или Рисунок. Выберите нужные параметры.

Рисование позволяет добавлять несколько категорий фигур: линии, соединительные линии, основные фигуры, элементы блок-схем, звезды и ленты, а также выноски. Фигуры также содержатся в Коллекции картинок.

Слушают.

Первичное
закрепление

Итак, всё ли вам понятно  по новому материалу?

Сейчас, чтобы лучше  разобраться с темой, получить навыки создания рисунка в ТР Word , вы попробуете выполнить практическую работу.

Тема работы произвольная, вы можете создать с помощью автофигур  любой рисунок. Для этого вам  потребуется ваша фантазия.

Слушают.

Уясняют.

 

 

Работают за компьютером.

Итог урока

(рефлексия)

Возникли  ли у вас трудности?

Понравилось ли вам рисовать в ТР Word ?

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Отвечают.

Информация о работе Развитие творческих способностей у учащихся по информатике средствами информационных технологий