Развитие учебной мотивации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Учебная мотивация…………………………………………………4
1.1. Мотивация учебной деятельности…………………………………4
1.2. Развитие мотивов учения………………………………………………7
1.3. Строение мотивации учения…………………………………………10
Глава 2. Развитие учебной мотивации подростков………………13
2.1. Формирование мотивации учения школьников……………13
2.2. Возрастные особенности мотивации учения школьников…20
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

КР ПО ВОЗР ПСИХ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

   Задачи  на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста.

   Формирование  мотивации совместной учебной деятельности. Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них мотивации совместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества.

     Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности школьников.

   1. Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

   2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

   а) При подборе группы необходимо учитывать  желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей  работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.

   б) При подборе группы необходимо учитывать  соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научится и действовать на равных с сильным.

   в) При подборе группы необходимо также  учитывать индивидуальные особенности  учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

   3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

   4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

   Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. 
 
 

   2.2. Возрастные особенности мотивации учения школьников.

   В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной  деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.

   В подростковом возрасте возможно осознание  своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу  подросткового возраста наблюдается  устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная  постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе - приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.

   Заключение

   Как правило, учебная деятельность ребенка  побуждается не одним мотивом, а  целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют  друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

   В заключении хочется отметить, искусство  воспитания все-таки заключается в  создании правильного сочетания  «понимаемых» мотивов и мотивов  «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.

   Список  литературы

   1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.

   2. Валеев Г. Х. Методология и  методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.

   3. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник / под ред.  Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

   4. Выготский Л. С. Педагогическая  психология. - М., 1996. - 340 с.

   5. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.

   6. Ковалев В. И. Мотивы поведения  и деятельности. - М., 1988. - 232 с.

   7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.

   8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов  А. Б. Формирование мотивации  учения. - М., 1990. - 212 с.

   9. Морозова Н. Г. Учителю о  познавательном интересе // Психология  и педагогика, №2, 1979

   10. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 146 с.

   11. Подласый И. П. Педагогика: Новый  курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:  В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс  обучения. - 576 с.

   12. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. - М., 1962. - Т. 2. - 476 с.

Информация о работе Развитие учебной мотивации подростков