Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:58, реферат
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
В своей работе по теме "Различие психики животных и человека" я хочу провести сравнение психики человека и животных, найти, что их отличает.
Моя задача - дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 основных вопроса. Первый - раскрывает проблему развития психики животных. Во втором - рассматривается иная форма психики, обладающая более совершенными чертами - человеческое сознание. Третья часть – различие психики животных от сознания человека.
Введение
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
В
своей работе по теме "Различие
психики животных и человека" я хочу
провести сравнение психики человека
и животных, найти, что их отличает.
Моя
задача - дать представление о том, какие
периоды развития прошла психика животных,
для того что бы превратиться в сознание
человека.
Данная
работа состоит из введения, основной
части, включающей 3 основных вопроса.
Первый - раскрывает проблему развития
психики животных. Во втором - рассматривается
иная форма психики, обладающая более
совершенными чертами - человеческое сознание.
Третья часть – различие психики животных
от сознания человека.
Мной были
использованы такие источники - "Хрестоматия
по зоопсихологии и сравнительной психологии",
"Хрестоматия по психологии" и другие.
Эти книги помогли мне раскрыть эту тему.
Авторы этих книг очень интересно и доступно
рассказывают о зарождении психики, приводятся
многочисленные эксперименты, доказывающие
различия психики животных от человеческого
сознания.
Любая
наука как самостоятельная
Психика – (от греческого «душевный»), - свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
На
протяжении длительной эволюции органического
мира - от
амебы до человека - физиологические механизмы
поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались,
становясь благодаря этому все более гибкими
и оперативными.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество - само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.
Если окунуться в предысторию человеческого сознания, то мы увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики животных. Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).
Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечнополостных (гидра, медуза) - у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования, которое привело к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия, и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия вещей в виде предметных ситуаций.
Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
Отвечая
изменению условий
Еще одной чертой отличия психики животного от психики человека является показатель отношения животного к себе подобным. Животное относится к себе подобным также как и к другим внешним предметам и объектам, они тоже принадлежат к кругу инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. У некоторых животных (муравьи, пчелы и др.) можно наблюдать деятельность нескольких животных, но мы никогда не наблюдаем у них совместной деятельности.
Исследователи
провели такой эксперимент: сразу
перед несколькими обезьянами поставили
задачу - требовалось положить ящик
на ящик, для того, что бы влезть на них и этим
способом достать высоко подвешенный
банан. Животные действовали, не считаясь
с другими. При таком совместном действии
возникла борьба за ящики, драки между
животными, но постройка так и осталась
не возведенной. Хотя в отдельности каждая
обезьяна может ставить ящик на ящик и
взбираться по ним вверх.
Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека - человеческое сознание. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший
уровень психики, свойственный человеку
образует..сознание.
Сознание - высшая ступень развития психики,
свойственная только человеку, которая
возникла в процессе общественной трудовой
деятельности людей при постоянном общении
их между собой с помощью языка.
Какова же структура сознания, его важнейшие
психологические характеристики?
Первая
его характеристика дана уже в самом его
наименовании: сознание. Человеческое
сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире. К. Маркс
писал: "Способ, каким существует сознание
и каким нечто существует для него, это
- знание"1. В структуру сознания, таким
образом, входят важнейшие познавательные
процессы, с помощью которых человек постоянно
обогащает свои знания. К числу этих процессов
могут быть отнесены ощущения и восприятия,
память, воображение и мышление. С помощью
ощущений и восприятий при непосредственном
отражении воздействующих на мозг раздражителей
в сознании складывается чувственная
картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент.
Память позволяет
возобновить в сознании образы прошлого,
воображение - строить образные модели
того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время. Мышление
обеспечивает решение задач путем использования
обобщенных знаний. Нарушение, расстройство,
не говоря уже о полном распаде любого
из указанных психических познавательных
процессов, неизбежно становятся расстройством..сознания.
Вторая
характеристика сознания - закрепленное
в нем отчетливое различение субъекта
и объекта, т. е. того, что принадлежит "я"
человека и его "не - я". Человек, впервые
в истории органического мира выделившийся
из него и противопоставивший себя окружающему,
продолжает сохранять в своем сознании
это противопоставление и различие. Он
единственный среди живых существ способен
осуществлять самопознание, т. е. обратить
психическую деятельность на исследование
самого себя. Человек производит сознательную
самооценку своих поступков и самого себя
в целом. Отделение "я" от "не - я"
- путь, который проходит каждый человек
в детстве, осуществляется в процессе
формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение
целеполагающей деятельности человека.
В функции сознания входит формирование
целей деятельности, при этом складываются
и взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход выполнения
действий и вносятся в него необходимые
коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал,
что "человек не только изменяет форму
того, что дано природой; он осуществляет
вместе с тем и свою сознательную цель,
которая как закон определяет способ и
характер его действий и которой он должен
подчинять свою волю".
Всякое
нарушение в результате болезни
или по каким-то иным причинам возможности
осуществлять целеполагающую деятельность,
ее координацию и направленность рассматривается
как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания
- включение в его состав определенного
отношения. "Мое отношение к моей среде
есть мое сознание", - писал К. Маркс.
В сознание человека неизбежно входит
мир чувств, где находят отражение сложные
объективные и прежде всего общественные
отношения, в которые включен человек.
История развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных.
В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.
Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки - это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей - это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.
Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее. Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь.
У
животных тоже происходят подобные изменения,
но они касаются одной особи, а
человек может присвоить
Информация о работе Различие психики животных от психики человека