Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:58, реферат
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
В своей работе по теме "Различие психики животных и человека" я хочу провести сравнение психики человека и животных, найти, что их отличает.
Моя задача - дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 основных вопроса. Первый - раскрывает проблему развития психики животных. Во втором - рассматривается иная форма психики, обладающая более совершенными чертами - человеческое сознание. Третья часть – различие психики животных от сознания человека.
У людей так же отличаются разные этапы познания, к этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому.
Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “Сознание человека - не только отражает объективный мир, но и творит его”, - писал Ленин.
Еще
одна отличительная черта
Отражение
действительности присуще и животным,
и человеку. Но оно обеспечивает
животным лишь регуляцию поведения
с целью приспособления к окружающему
миру, и в борьбе за существование выживают
те животные, которые успешно приспособились
к внешним условиям.
А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а, зная их, он может предвидеть будущее, прогнозировать его - в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.
Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.
Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян.
Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного.
Развитие
речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной
системы есть то качественно новое, что
отличает человека от высших животных.
Это позволяет человеку предварительно
обдумывать, планировать свои действия,
сознательно ставить перед собой цели,
достигать их, мысленно заранее представляя
себе результат.
3.1. Сравнение
познавательных процессов (
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных - и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. - с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове.
Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.
Почти у всех видов
животных имеются способы передачи информации,
с помощью которых каждая особь может
сообщать другим представителям своего
вида об опасности, привлекать внимание
потенциального брачного партнера или
запрещать проникновение на свою территорию.
Эти сигналы, однако, всегда связаны с
той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому,
ни одно животное, кроме человека, не способно
передавать информацию, не относящуюся
к данному моменту. Только человеческие
существа могут при помощи слов возвращаться
в прошлое, делая доступным познание давних
событий, а также сообщать заранее о некоторых
событиях или действиях, предстоящих в
будущем, или необходимых шагах для их
осуществления.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым на удачу,
Умозаключения
используются в самых разнообразных
ситуациях
повседневной жизни, идет ли речь о выполнении
какой-нибудь задачи, о перемещении из
одного места в другое или о получении
и осмысливании информации, исходящей
от среды, в которой живет индивидуум.
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
- ориентировочно-
- формирование
пластически изменчивых
- слияние
выполненных действий с
Очень
сложно объяснить, как животное приходит
к интеллектуальному решению
задачи, и процесс этот трактуется
различными исследователями по-разному.
Одни считают возможным
сблизить эти формы поведения обезьяны
с человеческим интеллектом и рассматривают
их как проявление творческого озарения.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных - антропоидов - и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Информация о работе Различие психики животных от психики человека