Различия виртуального и реального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Такие возможности, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Виртуальное и реальное общение.docx

— 29.22 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Кафедра гуманитарного образования

 

 

 

 

 

                                      Реферат

          на тему «Различия виртуального и реального общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила студентка группы 2191

                                                                                 Балан Анжелика Николаевна

                                                                                 Проверила:

                                                                                 старший преподаватель

                                                                                 Волнянская Ольга Владимировна

 

 

                                                   Санкт-Петербург 

                                                             2014

 

                                          Введение

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Такие возможности, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Также Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем его для самых разных целей: общения, работы и учебы, поиска информации, развлечения. Но часто люди становятся зависимы от него. Это может коснуться человека любого возраста, однако считается, что больше всего эта проблема коснулась подростков. Современная молодежь дни напролет проводит в Интернете, иногда полностью забывая о жизни в реальном мире. В какой-то момент сообщения в социальных сетях становятся важнее личных встреч, просмотр фильмов он-лайн, предпочтительнее похода в кинотеатр вместе с друзьями. И гораздо меньше времени остается у подростков, школьников и студентов на занятия спортом, чтение книг. 

Таким образом, проблемы виртуального общения приобретают все большую социальную значимость. И потому представляется целесообразным проанализировать данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы виртуального общения

Виртуальная среда с неизбежностью порождает многосторонние виртуальные взаимоотношения. В сети, как и в жизни, наиболее плодотворно и психологически безопасно "виртуальные" отношения развиваются именно тогда, когда они становятся частью реальных, не подавляя их. Это действует примерно так же, как общение по телефону, которое тоже может вызвать проблемы, если оно поглотит все другие формы. Интернет представляет более сильный инструмент той же природы. Для человека со здоровой психикой электронная почта или чат становится частью форм общения и используется скорее, как удобное средство связи, наряду с телефоном и факсом

Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова "Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности":

Анонимность. Наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Затрудненность эмоционального компонента общения. В то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций ("смайликов") или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые вне сети роли, сценарии ненормативного поведения. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. Большинство пользователей предпочитают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или иным причинам затруднены. В подобных случаях эта категория людей быстро теряет интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Интернет-общение позволяет проиграть и реализовать любое фантастическое "Я", то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания. В отличие от подобного рода контактов в реальной жизни, терапевтическое общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения.

 

Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов", физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

“В Интернете легче вести серьезный разговор”; “в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься”; “в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению”, “в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше” (приведены цитаты из бесед психолога А. Жичкиной с пользователями Интернет).

То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира".

Общение в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Пользователи с серьезными психологическими проблемами могут пойти по "простому" пути, избрав виртуальное общение как основное. Таким образом, они только усугубляют свои проблемы. Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей, и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями противоположного пола. И тут на помощь приходит Сеть. Место, где вам рады, где вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников. Зачем поддерживать старые связи, зачем думать о повседневных проблемах и строить реальные отношения, когда есть такая возможность быть выслушанным и понятым? И World Wide Web может стать настоящей паутиной, из которой очень нелегко вырваться.

 

Феномен интернет-аддикции

Основная разновидность деятельности, осуществляемая посредством Интернета, - общение - обладает свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, или синдром) "(нарко)зависимости от Интернета", или "Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder, или IAD). Это едва ли не единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов. Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций.

Обсуждение данного феномена началось недавно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному критерию, аддиктами. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). При этом большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями.

Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.

Чаще всего Интернет-аддикция понимается как зависимость от "кибер-отношений", что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

В деятельности "аддикта" очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Феномену Интернет-аддикции сопутствуют поглощенность деятельностью, отвлечение от окружения, забывание обязанностей и "выключенность" из актуального времени.

Обобщая исследования Интернет-аддикции, можно выделить следующие признаки зависимости:

* Человек не может контролировать  время, проводимое за компьютером. Обещает уменьшить его и выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, очень сердится на тех, кто его отвлекает от компьютера).

* Лжет относительно времени, которого  он провел за компьютером, либо уменьшая оценку длительности работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд писал диссертацию в то время, как на самом деле все это время он болтал по сети Интернет).

* Страдает от негативных последствий  от времени, проведенного за компьютером (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).

* Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух к мнению окружающих на эту тему.

* Испытывает смешанное чувство  эйфории и вины за работу  с компьютером -- либо по причине чрезмерного времени, проводимого за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером.

* Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в  его планы посидеть за компьютером (например, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы).

* Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, переживает сетевой роман).

* Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

По мнению Ивана Голдберга, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:

1. Количество времени, которое нужно  провести в Интернет, чтобы достичь  удовлетворения, заметно возрастает.

2. При прекращении или сокращении  времени, проводимого в Интернет, развиваются следующие симптомы "синдрома отказа" (в течение  периода времени от нескольких  дней до месяца):

- Психомоторное возбуждение;

- Тревога;

- Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;

- Фантазии или мечты об Интернет;

- Произвольные или непроизвольные  движения пальцами, напоминающие  печатание на клавиатуре.

3. Использование Интернет позволяет  избежать симптомов "синдрома  отказа".

4. Интернет часто используется  в течение большего количества  времени или чаще, чем было  задумано.

Информация о работе Различия виртуального и реального общения