Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение различий в проявлениях социально-психологических факторов в разных общностях, группах и слоях.
При написании данной работы были определены следующие задачи:
рассмотреть социально – психологическая характеристику общностей, слоев и групп;
выявить социально – психологические факторы в разных общностях, слоях, группах.
изучить различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………………3
Глава 1. Социально – психологическая характеристика общностей, слоев и групп……………………………………4
1.1. Социально - психологический анализ общества............................................4
1.2. Понятие и классификация общностей, слоев и групп.…………...…..….….5
Глава 2. Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах....11
2.1 Социально – психологические факторы в разных общностях, слоях, группах……………………………………………………………………………………11
2.2 Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах и их влияние на естественное движение населения.…………………………………………………………………………..…….12
Заключение…………………………………………………………………………....….16
Список литературы………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Демография.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»

Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке

Кафедра управления и сервиса

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Демография»

на тему: «Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах»

 

 

 

 

  Выполнил(а): ст. гр. МУ-091-1

                             А. П. Корчагина

  Проверил: ст. преподаватель

                             А. Н. Карасев

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………………3

Глава 1. Социально – психологическая характеристика общностей, слоев и групп…………………………………………………….…………………………………4

 1.1. Социально - психологический анализ общества............................................4

          1.2. Понятие и классификация общностей, слоев и групп.…………...…..….….5

Глава 2. Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах.……………………………………………………………11

 2.1 Социально – психологические факторы в разных общностях, слоях, группах……………………………………………………………………………………11

 2.2  Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах и их влияние на естественное движение населения.…………………………………………………………………………..…….12Заключение…………………………………………………………………………....….16

Список литературы………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология больших социальных групп, общностей и слоев является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности – и в профессиональные группы.

Актуальность данной темы заключается  в том, что знание различий в проявлениях  социально-психологических факторов в разных общностях, слоях и группах позволяет понять как наиболее удачно развиваться человеку в обществе, объясняет особенности развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения и общественных процессов.

Целью данной работы является изучение  различий в проявлениях социально-психологических факторов в разных общностях, группах и слоях.

При написании данной работы были определены следующие задачи:

  • рассмотреть социально – психологическая характеристику общностей, слоев и групп;
  • выявить социально – психологические факторы в разных общностях, слоях, группах.
  • изучить различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах.

При написании данной работы были использованы следующие методы:

  • дедукция и индукция;
  • аналитический метод;
  • логический.

 

 

 

Глава 1 Социально  – психологическая характеристика общностей, слоев и групп

   1.1 Социально - психологический анализ общества

Общность является одним  из основных социально - психологических  понятий. Вместе с тем в социальной психологии достаточно широко используются и такие термины, как «община» и«общество». Между этими понятиями  существует как сходство, так и  различия. Однако родовым выступает  понятие «общность». Что касается такого явления, как общество, то им в основном занимаются юристы, этнологи, социологи, историки. Наряду с понятием «общество» в литературе встречается  описание принципов гражданского общества [2].

С точки зрения социальной психологии нормальным или гражданским  называется общество, которое в силу своего культурно психологического развития самоорганизируется, осознает свои национальные интересы и выбирает власть, способную их обеспечить. К  числу социально – психологических признаков нормального, или гражданского, общества можно отнести:

  • процесс целеполагания, формирование национальной идеи мечты;
  • наличие определенных социальных отношений;
  • определенную стратификацию, предполагающую существование среднего класса;
  • общественные институты, движения, фонды, общины;
  • самоуправление;
  • определенную ментальность, систему ценностей, смыслов, культуры;
  • наличие самосознания, идентичности, образа «мы»;
  • определенный вид локуса контроля;
  • возможности самоактуализации «Я»;
  • использование позитивных возможностей социального конфликта для диагностики и решения проблем;
  • сформированную систему национальной безопасности, в которой безопасность общества и личности имеет приоритетное значение по отношению ко всем другим видам безопасности;
  • переход к системе устойчивого развития общества.

Этнопсихолог Э.Геллнер  отмечает: «Феномен гражданского общества существует в странах североатлантического региона... На востоке и юго-востоке  наша либеральная цивилизация граничит с иными обществами, относящимися к двум совершенно различным типам». Речь идет о регионах с исламским  и конфуцианско-буддистским цивилизованными  укладами, в которых «мы сталкиваемся (или сталкивались) с вопиющим отсутствием  гражданского общества» [10].

Обществоведение в посткоммунистической России оказалось своеобразной ситуации. После стремительного изъятия из оборота марксистско-ленинской методологии  в образовавшуюся пустоту хлынула  лавина идей и концепций, восходящих зачастую к до революционным временам и авторам.

Впервые за многие десятилетия  открылись новые подходы к  анализу государства с позиций  геополитики, психоанализа, религиоведения и богословия и т. д. Обнажились глубинные  факторы обусловленности российского  общественного развития: от ландшафтно-климатических  до этнонациональных, культурно-религиозных, военно-исторических и т.д. Вновь  вспыхнули давние споры о «западном» и «восточном» векторах, роли и  значении «византийского наследия», «миссии  евразийского Хартленда» и прочих явлениях [3].

В процессе анализа общества все чаще обращаются к категории  социального капитала. Социальный капитал  –это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве.

Объем социального капитала измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в  общественных объединениях [2].

1.2 Понятие и классификация  общностей, слоев и групп.

В недалеком прошлом методология  изучения общностей сводилась к  следующему: при их исследовании обязательно  исходили из классового, партийного подхода; психологизирование природы общностей считалось недопустимым; проблеме коллектива придавалось приоритетное значение, причем акцент ставился на…роли…больших…социальных…групп,..т.е.…классов.

История показала, что психологию общностей нельзя сводить только к классовой структуре общества, а все многообразие объединений  – к коллективам. Тем не менее это не означает, что нужно полностью отрицать данное обстоятельство [3].

Понятие «общность» используется для  обозначения сходства, единства элементов,…оставляющих…целое.

Если более детально оценивать  рассматриваемое социально- психологическое  явление, то можно сказать, что под  общностью понимается группа людей, объединенных устойчивыми социальными  признаками, в качестве которых выступают  общие цели, интересы, условия жизнедеятельности, возраст, пол, принадлежность группы к  единой культуре, религии, образ, качество и стиль жизни, социальный..статус,…отношение…к…собственности.

Таким образом, социальная общность – это совокупность людей, которая характеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям…и…институтам [4].

Социально-психологической основой  общности являются понятия «мы» и  «они». «Мы» – это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей. «Мы» всегда противопоставляется понятию «они» [18]. Особенно рельефно разделение общества с позиций «мы» и «они» происходит в условиях социальной…напряженности.

Раскрывая социально-психологическую  сущность понятия «общность», нельзя обойти проблему общины. Последняя  – типичный пример общности [7].

Признаками общины являются кровное  родство, соседство и дружба. Вследствие ослабления общинных связей для современного общества характерны «более холодные»  отношения междуиндивидами. В настоящее  время дихотомия общины и обществ, воспроизводится в связи с различением традиционного и современного..общества.

Понятие «общность» неразрывно связано  с понятием «группа», конкретным ее..проявлением.

Выделяют…следующие…виды…общностей…(групп):

  • малые…неформальные;
  • большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);
  • массы…и…массовые…движения.

Такой подход к классификации групп  характерен для западной социальной психологии. Однако он несколько схематичен и не учитывает промежуточные  группы, реальную стратификацию общества, градацию социальных организаций [4].

Ученые, исследующие социальные группы (А.В.Петровский и др.), разработали  стратметрическую концепцию коллектива (иногда под термином «психологическая теория коллектива»имеют в виду только эту концепцию). В качестве критериев  развития группы берутся, во-первых, степень  опосредования межличностных отношений  в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость последней, т.е. уровень  ее позитивности-негативности с точки  зрения общественного прогресса. Исходя из данных критериев, развитие группы рассматривается как движение в  своеобразном континууме (положительном  или отрицательном), полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие  показатели по обоим критериям) и  корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В  центральной точке располагается  так называемая диффузная группа - общность, в которой отсутствует  совместная деятельность, иными словами, группа с минимальным уровнем психологического развития. Промежуточное положение между диффузной группой и полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации – группы с низкой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью [5].

Близким к предыдущему оказывается  параметрический подход к исследованию группы, предложенный Л.И.Уманским. В  основе этой концептуальной схемы лежит  представление о социально-психологических  параметрах группы, являющихся своеобразными  критериями (отличительными признаками) ее развития как коллектива. К числу  таких параметров, в частности, относятся: нравственная направленность группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство группы; групповая подготовленность к той или иной сфере деятельности;психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях [5].

В целом описанные модели коллективообразования  базируются на непсихологической, по сути, посылке о существовании коллектива как группы высшего уровня развития, в первую очередь связанной с  социальным статусом, социальной оценкой  данной группы. Это обусловливает  заведомо положительную оценку всех процессов, протекающих в коллективах. Такая серьезная ограниченность данных концепций привела к содержательному  их обеднению при решении вопроса  о связи социальной позиции, социального  статуса группы и специфики протекания социально-психологических процессов [3].

Классификация общностей не будет  полной, если не выделить сообщества по принципу конспиративности целей и  деятельности. Это движения типа сопротивления (партизанские, национальные, анти-фашистские, городское подполье и т.д.); криминальные типы мафии, террористических организаций; так называемые..тайные..движения.

Понятие «общность» является близким  по своему содержанию к понятию «социальный  институт». Однако, несмотря на схожесть, они все же различаются между..собой.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функционирование официальных организаций и социальных групп и образующих социальную..систему [6].

По форме социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны это набор целесообразно  ориентированных стандартов поведения  определенных лиц в конкретных условиях. Данные стандарты поведения воплощаются  в социальных ролях, характерных  для какой-либо социальной системы. Иначе говоря, это совокупность ролей  и статусов, предназначенных для  удовлетворения социальных потребностей [10].

Информация о работе Различия в проявлениях социально – психологических факторов в разных общностях, слоях и группах