Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:53, практическая работа
Основными компонентами и шкалами для измерения психологического пространства личности являются физическое тело, территория, личные вещи, привычки, социальные связи и ценности. Проведение пилотажного исследования по изучению социально-психологических характеристик личности. Испытания теста, оценка недостатков выборки.
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Институт психологии им. Л.С. Выготского
Отчёт по Практикуму по психометрике
Разработка теста «Психологическое пространство личности»
Состав рабочей группы:
Савраева А.В.
Иванова Д.В.
Уголькова А.А.
Преподаватель:
Люсин Д.В.
Москва 2009
Введение
В данной работе изучается психологическое пространство личности. Психологическое пространство личности, важная для человека часть жизни, которая определяет действия, мотивы и цели человека, а также общую стратегию поведения. Оно включает в себя несколько сфер: объективная сфера (физические явления), социальная (взаимодействие с другими) и психологическая сфера (ценности и установки), которые человек принимает. Психологическое пространство – есть также форма субъектности личности, его личной активности, которая развивается с помощью принятия решений и совершения каких-либо выборов.
В концепции С.К. Нартовой-Бочавер дается четкое понимание данному феномену (см. выше), выделяются свойства психологического пространства личности, а также была создана методика для измерения данного явления у личности. Психологическое пространство личности – значимая часть бытия человека, которая формируют основной стиль жизни человека.
Психологическое пространство имеет определенное характеристики и свойства: оно динамично и меняет свои границы в зависимости от качества жизнедеятельности. Во время неопределенных состояний оно может расширять свои границы, во время стабильный периодов оно ссужается, а при наличии сверхценной идеи может совсем сузиться. В пространстве можно выделить его объем, сохранность (устойчивость границ), количество измерений. Важно отметить, что человек руководствуется субъективными характеристиками для определения своего личного пространства. То есть, не обязательно обладать объективно большой территорией, чтобы чувствовать себя свободно, а вот чувство субъективной стесненности может возникнуть в любом объективном пространстве. Самое главное свойство психологического пространства личности это чувство его границ, дающее человек переживание суверенности образа своего «Я», чувство уверенности, безопасности и доверия к миру. С точки зрения этологии, границы особи отделяют отдельную жизнь особи от жизни видовой, общественно, при чем это отделение эволюционно оправдано, обеспечивая тем самым безопасную среду для функционирования и выживания особи. Реальное или предполагаемое изменение границ этого пространства говорит о специфическом поведении для особи: или об агрессивно-оборонительном поведении либо о бегстве в новые безопасные территории [14, 20]. Итак, свойства ППЛ следующие:
1. Пространство оценивается как конструируемое самими человеком и представляющее значимость.
2. Человек защищает и охраняет все, что возникло в пространстве (за счет авторства).
3. ППЛ существует естественно и не рефлексируется без проблемных ситуаций.
4. ППЛ характеризуется целостностью его границ.
Основные функции психологических границ:
1. Определение субъектности
2. Определение личной идентичности
3. Возможность равноправного взаимодействия
4. Возможность в избирательности внешних влияний
5. Определение пределов личной ответственности.
Основными компонентами психологического пространства личности – физическое тело, территория, личные вещи, привычки, друзья и вкусы (ценности).
Телесность в онтогенезе психологического пространства личности играет следующие функции:
1. Установление контакта с собственными частями тела (самопринятие),
2. Установление контакта с окружающей средой (диалог с миром),
3. Обеспечение базового доверия в миру,
4. Развитие субъектности (независимости от среды и ее изменений),
5. Возможность исследовательской и конструктивной деятельности (целеполагание),
6. Возможность освоения территории (в эгоцентрической системе ребенка отсчет пространственных координат начинается с себя),
7. Возможность устанавливать длительную, надежную привязанность).
Люди имеют гибкий репертуар способов защиты своей территории. Социальные и культурные механизмы, удовлетворяющие многие из тех потребностей выживания, которые у животных обеспечиваются территориальностью, значительно реже делают для людей необходимой защиту территории. У людей существует агрессивная защита территории. Защита часто принимает более мягкие, чем драка, формы. В случае защиты установленных территорий физическая агрессия проявляется гораздо реже.
Мотивы человека – социальные. Различна природа территории (у человека созданные им жилища вариативны: функциональную сложность, размещение, размер на примере дома и офиса), Для обозначения территории люди обычно используют визуальные маркеры.
Функции территориальности в человеческом обществе следующие:
1. обозначение социальной идентичности,
2. возможность контролировать интенсивность социальных контактов,
3. возможность контролировать поток информации,
4. возможность защититься от сверхсильных воздействий среды,
5. возможность конструктивной деятельности и психологической реабилитации.
III. Суверенность личных вещей – мир предметов, которые не только необходимы, но и имеют значения для человека, обозначают потребности, склонности, предпочтения. Предметы для людей часто являются определенным сообщением, например, ребенок на определенном этапе развития взаимодействует скорее с человеком нежели предметом, а предмет ему нужен для актуализации той ситуации взаимодействия с взрослым. Процессы приватизации вещей затрагивались во многих концепциях.
Итак, мы описали феномен психологического пространства личности, который является фактором, по нашему мнению, для возникновения помогающего поведения и способности к его принятию. Психологическое пространство личности регулируется и проявляется в поведении, во взаимодействии с окружением. Предполагаемым адресатом теста являются люди старше 11-12 лет, которым предлагается смещенная ретроспективная инструкция. Опросник содержит 6 шкал (30 вопросов), отражающих измерение психологического пространства личности. Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом. Ответ «Верно» засчитывается как 1 балл, ответ «Неверно» как 0, и таким образом набирается общая сумма баллов. Шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем 6 шкалам. Предполагаемой ситуацией тестирования может являться проблемы с развитием идентичности, субъектности человека, при невротических реакциях и тревожных переживаниях для возможности диагностики и основы для терапевтической работы психологов. Ситуация тестирование предполагает индивидуальное заполнения в комфортном и тихом месте.
Разработка тестовых заданий
Основными компонентами и шкалами для измерения психологического пространства личности являются физическое тело, территория, личные вещи, привычки, социальные связи и ценности. Первоначальный список заданий был разработан следующим образом:
Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в исследовании института психологии имени Л.С. Выготского, посвященному изучению социально-психологических характеристик личности. В представленных вопросах нет «правильных» и «неправильных» ответов, любой ответ говорит о вашем индивидуальном своеобразии. Нас интересует ваше личное мнение. Для того, чтобы выбрать ответ, поставьте галочку в соответствующий квадрат. Например: |
|
|
|
| ||||||||||||
Мы гарантируем анонимность ваших ответов.
|
|
|
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||||||
1. Многие люди раздражаются, когда к ним случайно прикасаются незнакомцы. | ||||||||||||||||
2. В детстве родители часто могли просто так дать подзатыльник или ударить. | ||||||||||||||||
3. У меня вызывает сильный дискомфорт, когда врач проводит осмотр меня. | ||||||||||||||||
4. Я считаю лишним частые прикосновения с любимым человеком. | ||||||||||||||||
5. Родители всегда сами решали, когда мне пора стричься. | ||||||||||||||||
6. Меня выводит из себя, когда кто-нибудь заходить ко мне в комнату без стука. | ||||||||||||||||
7. У меня всегда было место, где я бы мог уединиться. | ||||||||||||||||
8. В детстве родители могли часто заходить в ванную комнату, когда я там находился. | ||||||||||||||||
9. Невежливо заходить в дом к мало знакомым людям . | ||||||||||||||||
10. Я считаю, что гости не должны без моего ведома ходить по квартире. | ||||||||||||||||
11. Родители часто без разрешения могли выкинуть мою игрушку. | ||||||||||||||||
12. Я никому не разрешаю пробовать еду из моей тарелки. | ||||||||||||||||
13. Даже своим близким друзьям я не могу одолжить вещь. | ||||||||||||||||
14. Я сильно расстраиваюсь, когда узнаю, что кто-то брал мои вещи. | ||||||||||||||||
15. Люди не должны просить денег в долг, даже если у них тяжелое положение. | ||||||||||||||||
16. Ни в коем случае нельзя нарушать чужой распорядок дня. | ||||||||||||||||
17. Если я не поем в определенное время, я сильно расстроюсь. | ||||||||||||||||
18. Часто взрослые прерывали мою игру в детстве | ||||||||||||||||
19. Многие люди позволяют себе нарушать мой режим дня | ||||||||||||||||
20. Родители разрешали мне съесть сладкое перед обедом, если я очень хотел. | ||||||||||||||||
21. Случалось, что меня заставляли общаться с тем, с кем я не хотел. | ||||||||||||||||
22. Я с детства выбираю сам с кем мне общаться. | ||||||||||||||||
23. В моей жизни встречались люди, которым бы я мог полностью доверять. | ||||||||||||||||
24. Родители настаивали на знакомстве со всеми моими друзьями. | ||||||||||||||||
25. Людям следует сохранять свою независимость, даже в близких доверительных отношениях | ||||||||||||||||
26. При обсуждении важных вопросов в семье моим мнением не интересовались. | ||||||||||||||||
27. Родители не были против моих личных музыкальных предпочтений. | ||||||||||||||||
28. Часто друзья или близкие решают за меня, как проводить время. | ||||||||||||||||
29. Все важные решения, связанные с моей жизнью, я принимаю сам. | ||||||||||||||||
30. Я могу уйти из кинотеатра раньше, если фильм мне не нравится. |
Сиреневым - выделяются вопросы с низкими показателями по валидности.
Голубым – выделяются вопросы с низкими показателями по форме.
Экспертная оценка проводилась путем опроса 18 экспертов психологов. Эксперты оценивали опросник по следующим шкалам: форма и валидность. Были получены следующие результаты:
Форма
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕЕ |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,615385 |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,692308 |
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,230769 |
4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,153846 |
6 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,384615 |
7 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,692308 |
8 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,615385 |
9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,692308 |
10 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,769231 |
11 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,615385 |
12 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,538462 |
13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1,076923 |
14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,769231 |
15 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,615385 |
16 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,846154 |
17 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,846154 |
18 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1,153846 |
19 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,615385 |
20 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,538462 |
21 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,230769 |
22 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,692308 |
23 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,846154 |
24 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1,769231 |
25 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,153846 |
26 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,692308 |
27 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,615385 |
28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,230769 |
29 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,769231 |
30 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,615385 |
Информация о работе Разработка теста "Психологическое пространство личности"