Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:04, дипломная работа
В данной работе наиболее подробно будут изложен вопрос разрешения конфликтов в организации, а так же предложены методы и правила бесконфликтного, делового общения.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конфликты в организации
1.1. Причины возникновения, структура, функции, этапы развития,
динамика конфликтов в организации, тактики поведения………………7
1.2. Виды и уровни конфликтов в организации:…………………………….19
Глава II. Разрешение конфликтов в организации
2.1. Основные формы завершения конфликтов……………………………....29
2.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов………..30
2.3. Стратегии выхода из конфликта………………………………………….32
2.4. Разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными……..36
Глава III. Управление конфликтами и методы избегания конфликтов в организационных структурах
3.1. Характеристика этапов управления конфликтами………………………..37
3.2. Методы избегания конфликтов и улучшения взаимоотношений в коллективе………………………………………………………………………..40
Глава IV. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организации
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы…………………………………………………………….58
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
Существует много объективных причин, вызывающих конфликты. Они настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие:
Следующая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. К организационно-управленческим причинам конфликтов, связанных с созданием и функционированием организаций, можно отнести:
Структурно – организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Это возникает по двум причинам:
Функционально – организационные причины конфликтов вызваны не оптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.
Личностно – функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Ситуативно – управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из – за ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52 % конфликтных ситуаций, по причине несовместимости – 33 %, из –за неправильного подбора кадров – 15 % (В. Рубахин, А. Филиппов). Из полученных данных можно сделать вывод о том, что организационно – управленческие факторы могут выступать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.
Существуют различные точки зрения на роль социально – психологических причин в возникновении конфликтов. К числу социально – психологических причин конфликтов относятся те причины, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы:
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально – психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Основными личностными причинами конфликтов выступают:
Охарактеризованные выше личностные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Однако они не исчерпывают перечень причин подобного типа.
Структура конфликта
Конфликт, как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно.
Объективное содержание конфликтной ситуации:
Противоборствующие стороны – ключевое зерно любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторон инициируют конфликт, то это еще не значит, что она не права.
Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход.
Другие участники конфликта. Сюда входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы4. Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать конфликт и его развитие. Организатор – лицо и группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.
позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а
также их зависимость от этой среды.
Психологические составляющие конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Мотив в конфликте – это побуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента в конфликте является его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентами нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.
Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
Близки к интересам оппонентов и ценности. Они могут быть: общечеловеческими (идеи), личностными (чувство собственного достоинства, честь).
Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента – овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели.
Самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой – относительной устойчивостью.
Поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Поскольку действия оппонентов в большей степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т. е. взаимообуславливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют7: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии поведения:
- соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
- сотрудничество
(проблемно – решающая
- компромисс предполагает взаимные уступки в чем – то важном и принципиальном для каждой из сторон.
- приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.