Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:04, дипломная работа
В данной работе наиболее подробно будут изложен вопрос разрешения конфликтов в организации, а так же предложены методы и правила бесконфликтного, делового общения.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конфликты в организации
1.1. Причины возникновения, структура, функции, этапы развития,
динамика конфликтов в организации, тактики поведения………………7
1.2. Виды и уровни конфликтов в организации:…………………………….19
Глава II. Разрешение конфликтов в организации
2.1. Основные формы завершения конфликтов……………………………....29
2.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов………..30
2.3. Стратегии выхода из конфликта………………………………………….32
2.4. Разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными……..36
Глава III. Управление конфликтами и методы избегания конфликтов в организационных структурах
3.1. Характеристика этапов управления конфликтами………………………..37
3.2. Методы избегания конфликтов и улучшения взаимоотношений в коллективе………………………………………………………………………..40
Глава IV. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организации
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы…………………………………………………………….58
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года.
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. На этом этапе конфликт превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
В рамках социально - конфликтологического анализа можно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе. Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу. В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающие успешное осуществление соответствующих связей:
- конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности;
- конфликты, возникающие как реакция
на препятствия достижению
- конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как
несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности;
- сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом13.
В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых задействованы лица, находящиеся на одном организационном уровне, не в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных14.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные (далее, в главе II «Разрешение конфликтов в организации» более подробно будут рассмотрены условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов). Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом, либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
Виды конфликтов в организации
Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
Характеристика межличностного конфликта
Межличностный конфликт отражает внутриличностные проблемы и конфликты, с которыми когда-то сталкивался человек или которые так и остались неразрешенными в прошлом.
Общий вопрос адаптации человека к группе, может быть сформулирован следующим образом: как может индивид найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Это достаточно трудно. Во-первых, человек постоянно находится в группе, во-вторых, люди слишком различны по своему восприятию, и, в-третьих, восприятие каждого человека субъективно. В виду этих причин пространство движения индивида ограничено, следовательно, индивид не может удовлетворить все свои потребности, сталкиваясь с трудностями и противоречиями, вследствие чего возникает конфликт между личностью и внешним субъектом среды.
Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения.
Какие основные типы нарушений взаимодействия в коллективе можно выделить?
Различают три основных типа нарушений взаимодействия, вследствие которых в коллективах начинают доминировать отношения «соперничества», «псевдосотрудничества» и «изоляции»:
Что представляют собой межличностные конфликты на работе?
Говоря о «персональных» конфликтах работника, чаще всего имеют в виду конфликты «по - вертикали» (с руководителем). Считается, что это более напряженная линия взаимодействия и здесь чаще возникают конфликты, чем в отношениях «по - горизонтали» (т. е. при взаимодействии с коллегами), поскольку в отношениях с руководителем могут персонифицироваться и более широкие проблемы отношений человека с организацией.
Потенциальные условия возникновения этого вида конфликтов связаны с расхождением позиций руководителей и подчиненных относительно зоны приемлемости контроля, поскольку руководители заинтересованы в его возможном увеличении, тогда как подчиненные, напротив, стремятся к автономии.
По результатам одного из исследований национального масштаба установлено, что около половины обследованных работников находятся в условиях явного конфликта. Причем в 88 % всех ролевых конфликтов указывалось на давление сверху, а в 57 % этих случаев источник давления описывался безлично, как «компания» или «руководство».
Типы межличностных производственных конфликтов:
Ниже, предлагается типология конфликтов, основанная на взаимосвязях, существующих между людьми в процессе трудовой деятельности:
Тип конфликта |
Горизонтальные конфликты |
Вертикальные конфликты снизу вверх |
Вертикальные конфликты сверху вниз |
1. Препятствие достижению |
Действия одного препятствуют успешной деятельности другого — организационный конфликт |
Руководитель не обеспечивает возможности успешного достижения цели деятельности подчиненным |
Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности достижения основной цели его деятельности |
2. Препятствие достижению личных
целей совместной трудовой деят |
Действия одного препятствуют достижению личных целей другим — организационный конфликт |
Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей |
Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей |
3. Противоречие действий принятым нормам |
Несоответствие поведение личности групповым нормам |
Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданиям подчиненных |
Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной роли ожиданиям руководителя |
4. Личные конфликты |
Личная несовместимость |
Лидеры и авторитеты группы не оправдывают ожиданий последователей |
Члены группы не оправдывают ожиданий ее лидеров и авторитетов |
Конфликт межгрупповой – чрезвычайно распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (профессиональные), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами15.
Межгрупповой конфликт часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами в организации.
Можно выделить несколько основных причин возникновения конфликтов:
Очень многое зависит от характера и стиля действий руководителей. Если внимательно присмотреться к стилю общения отдельных руководителей в конфликтных ситуациях, можно заметить следующую особенность. Для одного характерным лозунгом является: «Лучшая защита — нападение» (свойственно «практикам»). Для другого — «Лучше плохой мир, чем добрая ссора» (чаще проявляется в поведении «собеседников»). Для третьего: «Пускай думает, что он победил» (отличает «мыслителей»).
«Собеседники» не способны на длительное противостояние. Иначе протекает конфликт у «мыслителей» и «практиков». Погруженность в себя, медлительность «мыслителя» способствует затяжным состояниям напряженности отношений. Действенность «практического» типа также увеличивает продолжительность конфликта. Самые опасные для деловых и личных отношений — длительные конфронтации. Они препятствуют выяснению отношений в общении. Конфликтующие личности закрепляют при очень долгом напряжении свое негативное состояние. «Практический» тип личности компенсирует сложности отношений ориентацией либо на длительность, либо на поиск других контактов.
Как оценить глубину межгруппового конфликта?
Конфликты можно оценить по продолжительности и остроте. Продолжительность — это время, которое длится конфликт, острота — это уровень, которого достигает конфликт. От того, на каком уровне находится конфликт, как далеко он проник, зависят способы преодоления конфликта. Чтобы оценить остроту конфликта необходимо помнить следующее:
В межгрупповых конфликтах важную роль играет непосредственно сама группа и ее участники. Чем крепче группа, чем прозрачнее отношения внутри группы, тем меньше конфликтов возникает, и тем больше вероятность «выжить» в конфликтных ситуациях.
Конфликт внутригрупповой – тип конфликтного противоборства, возникающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе, за престиж, авторитет и т. д., а так же ситуационной и психологической несовместимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу.
Кто является сторонами внутригруппового конфликта?
Сторонами внутригруппового конфликта являются либо отдельные члены группы, либо отдельные группировки внутри нее, либо член группы и остальная ее часть. Это стало основанием для принятого мнения, что внутригрупповые конфликты, как правило, принимают форму либо межличностных, либо межгрупповых конфликтов.
Основным критерием наличия внутригруппового конфликта является разрушение внутригрупповых связей.
Функции внутригрупповых конфликтов
Конфликты имеют много различных функций. Эти функции можно разделить по разным признакам. Одна из классификаций выделяет позитивные и негативные функции внутригрупповых конфликтов.
Каковы положительные функции внутригрупповых конфликтов?