Диагностика и коррекция детей с РДА
Подготовлено студенткой 4 курса
Псих-пед факультета
Кашиной М.В
6.11.12
Оглавление:
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
- Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).
Основными признаками
РДА при всех его клинических
вариантах являются:
- Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
- Отгороженность от внешнего мира.
- Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).
- Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
- Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители.
- Приверженность к сохранению неизменности окружающего
- Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.
- Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев)
- Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи),
Опираясь на данные, накопленные различными исследователями, и используя свой собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил рабочую гипотезу, позволяющую представить механизмы психических расстройств у детей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:
1. Дефицит психической активности ребенка.
2. Нарушение инстинктивной сферы.
3. Нарушение сенсомоторных функций.
4. Нарушение двигательной сферы и речи.
Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы:
Группа 1 — нарушения, обусловленные недостаточностью регуляторных систем (активирующей, инстинктивно-аффективной);
Группа 2 — нарушения, обусловленные дефицитарностью анализаторных систем (гностических, речевых, двигательных).
Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выделить 3 группы страхов:
- Сверхценные страхи, типичные для детского возраста, ко-1 торые обусловлены реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному, потерять мать, бо-язнь чужих людей, незнакомой обстановки.
- Страхи, обусловленные характерной для РДА аффективной и сенсорной гиперчувствительностью. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх от различных бытовых шумов (пылесос, шум воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело комаров или др. объектов).
- Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край-ней ограниченностью и фрагментарностью представлений аутичного ребенка об окружающем мире.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.
При составлении психокоррекционных программ необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии. Традиционно выделяются две основные группы:
— дети с выраженным искажением эмоционально-волевого развития;
— дети с выраженным искажением когнитивного развития.
Необходим комплексный подход к психологической коррекции:
- Необходимо привлечение к психокоррекции специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.
- строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
- принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка,
- Базовая аффективная регуляция человека представлена авторами в виде структуры, состоящей из четырех основных уровней:
- 1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).
- 2. Уровень аффективных стереотипов.
- 3. Уровень аффективной экспансии.
- 4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Первый — уровень полевой реактивности.
Исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации ребенка. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта.
Для оценки сформированное уровней аффективной регуляции К. С. Лебединской и О. С. Никольской, была предложена диагностическая «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие», модифицированная Н. Я. Семаго, М. М.
Рассмотрим основные ориентиры наблюдений за ребенком первого уровня аффективной регуляции.
При гипофункции первого уровня выделяются следующие психологические радикалы:
- Чувствительность ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми (чувствителен к резкой перемене голоса, чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает)
- Чувствительность ребенка к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения им жизненного пространства (не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях, боится маленьких, закрытых помещений)
- Чрезмерная чувствительность к интенсивности сенсорных впечатлений.
- особенности поведения (боится новых впечатлений)
- При гиперфункции первого уровня наблюдается следующее:
- 1. Ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими, что проявляется в следующих особенностях (не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе; не боится прикосновений чужих людей;
- 2. Ребенок не реагирует отрицательно на интенсивное измене¬ние объектов в окружающем мире во время освоения пространства (не боится высоты, достаточно ловко карабкается, любит смотреть вниз с высоты)
- 3. В поведении чаще всего проявляются следующие особен¬ности (любит частые перемены во внешних обстоятельствах; не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в незнакомых местах; склонен к бродяжничеству)
Второй — уровень аффективных стереотипов.
играет важнейшую роль в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособительных реакций — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне происходит углубление аффективного контакта со средой. Это проявляется в качественной оценке сигналов из окружающего мира и внутренней среды организма, в аффективно-избирательной оценке ощущений всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и др.
Уровень аффективных стереотипов устанавливает контроль за функциями организма, упорядочивает психосоматические ощущения и связывает их с внешними сигналами.
Развитие этого уровня приводит к возникновению первичной аффективной избирательности, которая проявляется в оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности.
Важной характеристикой этого уровня является непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни. Именно на этом уровне закладываются основы формирования индивидуальности человека. Аффективные стереотипы являются фоновым обеспечением наиболее сложных форм поведения человека. Эти стереотипы задают аффективный смысл поведению. Типом поведения, характерным для этого уровня аффективной адаптации, являются стереотипные реакции. Аффективные стереотипы можно рассматривать как необходимый фон для обеспечения самых сложных форм поведения человека.
Третий уровень аффективной организации поведения — уровень аффективной экспансии
является следующей ступенью эмоционального контакта человека со средой. Его механизмы постепенно начинают осваиваться ребенком на втором полугодии жизни и способствуют формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с самим удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Приспособительной, смысловой задачей этого уровня является овладение неизвестной (следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось. Этот уровень позволяет ребенку адекватно оценивать свои силы в столкновении с препятствием, информацию о границах собственных возможностей. Аффективные переживания этого уровня отличаются большой силой и напряженностью.
Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тревогу, страх, то на данном уровне они мобилизуют субъекта на преодоление трудностей, ребенок испытывает любопытство к неожиданному впечатлению, азарт в преодолении опасности, гнев, стремление к уничтожению преград.
Четвертый — уровень эмоционального контроля
формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. Смысловой задачей этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними. С помощью этого уровня обеспечивается контроль социума над индивидуальной аффективной жизнью.
Этот уровень дает возможность выделить аффективные проявления другого человека как сигналы, наиболее значимые для адаптации к окружающему. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жест. Такая ориентировка позволяет оценить возможные эмоциональные последствия собственного поступка.
Этот уровень реально опирается на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой для возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением — радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются предпосылки развития самооценки.
Этот уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, в котором существуют эмоциональные правила поведения для всех. Адаптивное аффективное поведение поднимается на следующую ступень сложности, закладывается аффективная основа произвольной организации поведения человека. Поведенческий акт субъекта уже становится поступком, действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека. В случае неудачи адаптации субъект уже не реагирует ни уходом, ни двигательной бурей, ни направленной агрессией, как это возможно на предыдущих уровнях, — он обращается за помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориентировки в себе, что является важной предпосылкой развития самооценки. Аффективное переживание на данном уровне связано с сопереживанием другому человеку.