Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ребенка требует специальной организации психокоррекционной работы. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий:
- Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать.
- Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций.
- Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми:
- — ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
- — обучение его простым навыкам контакта;
- — обучение ребенка более сложным формам поведения;
- — развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Основные этапы психологической коррекции:
- Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния (общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка)
- Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
- На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Море волнуется».
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.
- Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:
- Блок 1 — диагностико-консультативный;
- Блок 2 — ориентировочный;
- Блок 3 — основной коррекционный;
- Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.
Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка. Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием долж¬ны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.
- Задачи второго (ориентировочного) блока занятий:
— подбор группы для ребенка;
— установление эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы.
Важным на этом этапе занятий является анализ степени нарушения аффективного развития ребенка. Психолог устанавливает форму и тип аутизма, специфику стереотипности, особенности взаимодействия ребенка с окружающими.
- Основной коррекционный блок занятий направлен на исправ¬ление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На основе опыта многолетней работы нами были предложены' следующие направления занятий с детьми с РДА:
- Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы.
- Развитие разнообразных манипуляций с предметами в процессе группового взаимодействия.
- 3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Основной задачей закрепляющего этапа занятий было:
— формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата среди детей и среди их родителей;
— преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепление усвоенных форм поведения и общения;
— перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье или в коллективе).
Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Важным является обучение детей навыкам принятия решений.
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны
предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.
Развитие речевых функций.
Особое место в процессе взаимодействия психолога с ребенком занимает активизация речевых проявлений.
Они достаточно полно воспринимают речь, способны соотносить звуки и слова с объектами, понимать смысл сказанного. Недопонимание речевой инструкции у детей с аутизмом обусловлено недостаточностью их произвольной активности. В связи с этим коррекция речевых нарушений должна проводиться в контексте развития у них произвольного поведения.
Никольская с соавторами предложила метод эмоционально-смыслового комментария, который может быть использован родителями. Суть этого метода заключается в том, что родители или педагоги должны добиваться от ребенка осмысления происходящего, постоянно комментируя его деятельность, обозначая словом эпизоды в игре, на занятии, в быту и пр.
Важную роль в развитии речевой активности ребенка играют ро¬дители. Психолог рекомендует родителям комментировать все про¬исходящее с ребенком в течение дня, выделять эмоциональные дета¬ли, включая комментарии отношений, чувств, социальные правила. Следует подчеркнуть, что у большинства родителей наблюдаются ис¬каженные оценки речевых возможностей детей.
Родители должны помнить, что важным в форми¬ровании речи аутичного ребенка является развитие у него потребно¬сти в общении, и это может быть достигнуто только в процессе разви¬тия целенаправленного поведения.