Ранний детский аутизм (РДА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:49, творческая работа

Краткое описание

Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).

Содержание

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

Вложенные файлы: 1 файл

Prezentatsia_RDA.ppt

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ребенка требует специальной организации психокоррекционной работы. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий:

 

  • Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать.

 

  • Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций.

 

  • Обязательным является идентичность обстановки занятий и посто­янство состава группы.

 

 

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми:

 

  • —  ориентация аутичного ребенка во внешний    мир;

 

  • —  обучение его простым навыкам контакта;

 

  • —  обучение ребенка более сложным формам поведения;

 

  • —  развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Основные этапы психологической коррекции:

 

  • Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния (общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка)
  • Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
  • На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Море волнуется».

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

  • В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе создан­ного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводи­лись психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом.

 

  • Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:

 

  • Блок 1 — диагностико-консультативный;

 

  • Блок 2 — ориентировочный;

 

  • Блок 3 — основной коррекционный;

 

  • Блок 4 — закрепляющий.
  • Основные задачи первого блока психокоррекционных занятий.

Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры, которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями. Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка. Следует подчеркнуть, что психологическое тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим критерием долж¬ны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

  • Задачи второго (ориентировочного) блока занятий:

—  подбор группы для ребенка;

—  установление эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы.

       Важным на этом этапе занятий является анализ степени нарушения аффективного развития ребенка. Психолог устанавливает форму и тип аутизма, специфику стереотипности, особенности взаимодействия ребенка с окружающими.

  • Основной коррекционный блок занятий направлен на исправ¬ление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.

       На основе опыта многолетней работы нами были предложены' следующие направления занятий с детьми с РДА:

  • Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы.
  • Развитие разнообразных манипуляций с предметами в процессе группового взаимодействия.
  • 3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.

 

 

 

Основной задачей закрепляющего этапа занятий было: 

 

—  формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата среди детей и среди их родителей;

 

—  преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепление усвоенных форм поведения и общения;

—  перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье или в коллективе).

 

Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-роле­вых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Важным явля­ется обучение детей навыкам принятия решений.

Методические требования к занятиям: 

 

—  любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в на­глядной форме;

 

—  объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;

—  речевые инструкции должны 

предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;

 

—  не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;

 

—  занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;

 

— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная ак­тивность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.

Развитие речевых функций.

 

Особое место в процессе взаимодействия психолога с ребенком занимает активизация речевых проявлений.

Они достаточно полно воспринимают речь, способны соотносить звуки и слова с объектами, понимать смысл сказанного. Недопонимание речевой инструкции у детей с аутизмом обусловлено недостаточностью их произвольной активности. В связи с этим коррекция речевых нарушений должна проводиться в контексте развития у них произвольного поведения.

Никольская с соавторами предложила метод эмоционально-смыслового комментария, который может быть использован родителями. Суть этого метода заключается в том, что родители или педагоги должны добиваться от ребенка осмысления происходящего, постоянно комментируя его деятельность, обозначая словом эпизоды в игре, на занятии, в быту и пр.

Важную роль в развитии речевой активности ребенка играют ро¬дители. Психолог рекомендует родителям комментировать все про¬исходящее с ребенком в течение дня, выделять эмоциональные дета¬ли, включая комментарии отношений, чувств, социальные правила. Следует подчеркнуть, что у большинства родителей наблюдаются ис¬каженные оценки речевых возможностей детей.

Родители должны помнить, что важным в форми¬ровании речи аутичного ребенка является развитие у него потребно¬сти в общении, и это может быть достигнуто только в процессе разви¬тия целенаправленного поведения.


Информация о работе Ранний детский аутизм (РДА)