Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа
Проблемы семьи всегда были в центре внимания психологов. В последние годы как отмечают многие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений - растёт число одиноких, увеличивается число разводов и т. д. Всё это требует более глубокого понимания процессов, происходящих в со-временной семье, с целью использования этих знаний как для оптимизации межличностных отношений семьи при оказании консультативной помощи, так и при подготовке молодёжи к браку. Поэтому изучение этой проблемы сегодня становится особенно актуальной.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I Характеристика феноменов супружеской жизни – ревность
и измена………………………………………………………………………....5
Понятие ревности и типы ревности……………………………………….5
Феномен супружеской измены …………………………………………...9
Ревность и измены в семейной жизни…………………………………...17
Выводы по I главе……………………………………………………………..20
Глава II Эмпирическое исследование феноменов супружеской жизни…...22
2.1 Организация и методы исследования……………………………………22
2.2 Результаты исследования феноменов супружеской жизни…………….25
Выводы по II главе……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………...32
«Многие видят дым там, где нет огня, ошибочно считая флирт признаком неверности. Если женщина часто упрекает мужа в неверности, она тем самым может подтолкнуть его к действиям в этом направлении. Большинство мужчин заигрывает с женщинами только для того, чтобы убедиться, что они все еще привлекательны для противоположного пола». [6, с.30]
Возможно, женщин несколько взбодрит тот факт, что большинство мужчин не воспринимает всерьез свои внебрачные любовные связи. Это звучит довольно странно, но мужчины умудряются изменять физически, не прикрепляясь эмоционально. Именно это обстоятельство позволило многим дамам примириться с одноразовым фактом сексуальных контактов мужа на стороне. По свидетельству сотрудников московской милиции, мужчины, задержанные в гостинице с проституткой, в первую очередь молят о том, чтобы ничего не сообщалось жене. Большинство из них совсем не собиралось рвать с супругой и семьей. Мужская измена скорее телесна, чем эмоциональна.
Иное дело, когда мужчина зачастит к другой женщине, то есть, как бы заведет «теневую», «подпольную жену». Хотя и тут не все потеряно. «Запавший» на новую женщину женатый мужчина теряет эмоциональный интерес к партнерше после 5-6-го совокупления, а после 10-11 раза он уже отлынивает от физической близости и его тянет остаться дома. [8] Такие приключения развлекают мужчин, и они не собираются брать на себя никаких обязательств. («Своей любовнице он всегда давал понять, что брак у него счастливый».) Если «теневая жена» начинает воспринимать своего любовника всерьез, предъявлять претензии и качать права, то очень скоро она его теряет. Амурная связь редко длится больше полугода (со стороны мужчины)!
Мужчины считают, что измена — это когда чувства к новой женщине оказываются сильнее, чем чувства к жене. В доме мужчину держит комфорт. Именно поэтому, покинув семью, он может через некоторое время в нее вернуться. Совсем другое дело — женщина. Женщина ищет в семье защищенности. Женщина, как правило, оставляет мужа раз и навсегда, надеясь обрести новую опору в жизни. [5]
Женская измена скорее эмоциональна, чем телесна. Когда женщина решается на теневые любовные отношения, обычно это связано не только с сексом. В первую очередь это означает, что женщина любит и что в ее жизни наступает эпоха перемен. Женщины бросаются в любовную связь сломя голову (не могут украдкой) и готовы начать достаточно решительные наступательные действия. Любовная связь редко прерывается у них по собственной инициативе.
Неверность жены представляет большую угрозу браку, чем неверность мужа. Как сказал один из великих: «Мужскую измену простить можно, женскую — никогда, потому что мужчина изменяет телом, а женщина — душой». После сексуальных контактов с другим мужчиной женщине чрезвычайно трудно сохранять душевное равновесие в законном браке. Она невольно сравнивает нового мужчину и «старого» мужчину и регулярными методическими упражнениями доводит себя до глубочайшей степени внутреннего конфликта. Женщины чувствуют себя в два раза более виноватыми, чем мужчины. [2] Мужчина избавлен от подобных страданий. Главная задача мужа — чтобы о его сексуальных похождениях не узнала жена. Если амурную связь удается скрыть, мужчина с удовольствием вспоминает минуты страсти, но никогда не проецирует, не сравнивает одной женщины с другой. Каждая из них, в его понимании, хороша сама по себе, и жалко, что нельзя открыто владеть ими обеими.
Качественное своеобразие мужской и женской измены, безусловно, предопределяет и количественную сторону дела. С момента раскрепощения женщин понятие «супружеская измена» стало олицетворять в массовом сознании известную линию поведения мужчин.
На вопрос: «Почему мужики гуляют?» еще в 19 веке попыталось ответить несколько научных светил, начиная с Фридриха Энгельса и его представлений о полигамной природе человека и заканчивая Зигмундом Фрейдом и его теорией о различиях мужского и женского либидо. [13, с.313] «Половая распущенность мужчины запрограммирована в мозгу и является результатом эволюционного процесса». Загляните в интернет, и вы увидите огромное количество подобных суждений. Приведем примеры некоторых из них:
На всем протяжении человеческой истории были войны. Войны были связаны, в первую очередь, с истреблением мужчин. После битвы их возвращалось гораздо меньше, что вело к появлению значительного количества вдов. Гарем представлял собой эффективное средство, позволяющее племени выжить.
У моногамных животных (лисы, орлы и т. п.) мужская и женская особи обычно имеют одинаковый вес, и родительские обязанности исполняют в равных долях (50 на 50). У полигамных особей самцы обычно крупнее, более агрессивны и почти не имеют родительских обязанностей. Мужчины по физическим требованиям соответствуют признакам полигамной особи.
С точки зрения наследственности самки олицетворяют собой как бы постоянную память вида, а самцы — оперативную (временную). Любой поток информации от изменяющейся среды сначала воспринимают самцы. (Их генетика более неустойчива, они теснее связаны с внешней природой и значительно быстрее мутируют.) Лишь затем, после отсеивания случайного от устойчивого, новая генетическая информация усваивается самкой. Самки отбирают самца. Так передаются и закрепляются новые видовые признаки. Таким способом Homo Sapiens (Человек разумный) потерял свой волосяной покров, приобрел стройную фигуру, интеллигентные черты лица, развил себя интеллектуально и духовно. Все это объясняет биологическую активность самцов, стремящихся оплодотворить как можно больше самок. В этом суть генетическая миссия представителей мужского пола. Они — передовой отряд популяции! [6, с.31]
Безусловно, все эти размышления претендуют на сверхобобщение материала. Они поражают своей грандиозностью, но вызывают легкое раздражение у людей думающих и интернальных. Такие конструкты как бы снимают ответственность с конкретных мужчин и женщин за предопределенность супружеских отношений, которые обязательно должны закончиться сексуальными контактами мужа на стороне.
Уже при самом беглом рассмотрении феномена мужской измены на поверку выходит вопрос о рутинизации супружеских отношений и потребности в искусственной эмоциональной встряске. Один из законов Общей психологии гласит: «Повторяющийся сигнал в мозг не поступает». Опыт совместной жизни мужчин и женщин со времен появления моногамной семьи позволяет сделать неутешительный вывод: такого накала страстей, такого размаха чувственности, такого сексуального возбуждения, какое возникает между двумя в первые мгновенья связи, не будет больше никогда. По крайней мере, для этого потребуются особые усилия сторон, особая работа воображения, особый репертуар ролей, к воспроизводству которого готова не каждая супружеская пара. Естественным образом (без дополнительной стимуляции) любовная страсть будет воспламеняться от раза к разу все реже и реже, острота сексуальных ощущений спадет, проявится тяга к разнообразию, неудовлетворенность которого внутри семьи будет удовлетворяться вовне. К сожалению, «медовый месяц» не вечен: скука, «черный сплин» или, языком науки, «аффективный голод» таким же образом одолевают секс, как и все другие сферы жизни. Острая потребность «чего-то еще» толкает людей в горы, в действующую армию, во власть наркотиков, в открытое окно четвертого этажа и в ,чужую постель. Женщине, которой изменяет мужчина, следует помнить, что очень часто в поиске новых впечатлений, мужчина уходит к подруге, которую заведомо считает менее привлекательной, чем собственная жена. [6, с.32]
Неготовность женщины к сексуальному разнообразию формируется в детстве, когда родители «вдалбливают» ребенку, что половые органы есть нечто стыдное и нечистое. В силу известных физиологических причин, девочки усваивают эти уроки лучше мальчиков. Напротив, яркие, чувственные фантазии юноши, переживающего гормональную бурю и экспериментирующего со своими половыми органами, остаются с ним на всю жизнь. И если реальная женщина оказывается неспособной воплотить эти фантазии, мужчина может либо вновь регрессировать до уровня юношеской мастурбации, либо бессознательно (сначала бессознательно, а потом осознанно) включиться в поиск новой партнерши.
Женщине следует помнить, по крайней мере, о двух обстоятельствах (или последствиях) юношеского-мужского фантазирования, о которых супруг никогда не заявит открыто, но которые постоянно будут предопределять его сексуальную неудовлетворенность. Эти обстоятельства убедительно проявляются в необыкновенной живучести феномена уличной проституции. Уже по определению, «уличная проститутка» призвана реализовать мужские фантазии, которые отвергает женщина, находящаяся в законном браке (домашняя женщина). Хотя бы единожды прибегнувших к услуге проститутки, «девушка с панели» прельщает мужчину, во-первых, своей анонимностью и личностной не вовлеченностью (дает себя «попользовать» как объект, по полной программе) и, во-вторых, своей низменностью, порочностью и развратностью (как там у Фрейда: «...целомудренная женщина не является достаточно привлекательной...»). За проституткой не нужно ухаживать, не нужно интимно-личностно напрягаться, напротив, она сама все сделает в лучшем виде, что позволяет мужчине разрядиться, как это было когда-то в юности при разглядывании иллюстраций в «мужском» журнале. [6, с.32]
Помимо всего прочего, «теневая женщина» для женатого мужчины олицетворяет запретный плод, как когда-то в подростково-юношеском возрасте запретным плодом была для него вся система чувственных телесных отношений с противоположным полом. Из подсознания давит: «настоящее удовлетворение можно получить только украдкой». Сексуальная жизнь на стороне становится не просто сексуальной жизнью, а опасным эротическим приключением (вся нервная система поддерживается в приятном тонусе).
Мужчина ценит целомудренность женщины, которую выбирает себе в жены, но «требует» от нее порочности, «заземленности» в постели. Именно такие ролевые метаморфозы пробуждают в мужчине страсть. Женщины с комплексами, скованные женщины, женщины, которых нужно разогревать (по принципу: «она разрешает, он трудится») не имеют ничего общего с фантастическими образами юноши периода полового созревания. Мужчина зафиксирован на образах страстных женщин, и, если реальная подруга жизни не имеет намерения следовать им, мужчина теряет интерес к семейному сексу. [6, с.29]
К. Имелинский отметил, что тенденция к измене определяется не только половым инстинктом, но и обычным стремлением человека к поиску новых переживаний. Такая тенденция наблюдается в различных областях человеческой деятельности, например в туризме (постоянный поиск новых туристических маршрутов, приносящих новые знания и вызывающих новые впечатления и эмоции). В сексуальной области это проявляется поиском новых партнеров. стремление к переменам может быть различным. Согласно Имелинскому, оно положительно коррелирует с общей жизненной энергией человека. Значение имеют и такие свойства личности, как способность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Нерешительность, пассивность и страх затрудняю измену, сохранение мерности с этой точки зрения зависит от стремления контролировать проявление полового инстинкта, сколько от избирательного контроля за стремлением к переменам и новым впечатлениям в эротико-сексуальной области. Мотивом такого контроля может быть любовь или чувство долга. в период влюбленности у супругов автоматически проявляется стремление к сохранению страстности и верности. позднее же должно усиливаться действие психических тормозов6 осознание долга и ответственности, сознательное стремление предотвратить конфликтные ситуации, угрожающие браку. [1, с.128]
1.3 Ревность и измены в семейной жизни
Не только размолвки и ссоры вредят семейному счастью. Не меньшим злом является и такое явление семейной жизни, как ревность. Чувство ревности понимается неоднозначно. Так, до сих пор в народе живет поверье: ревнует – значит любит. Для многих людей ревность – одно из доказательств любви, и воспринимается она – в определенных дозах – с удовольствием. некоторые молодые люди не хотят, чтобы их избранник или избранница были совершенно лишены этого чувства.
Однако вряд ли найдется много желающих провести всю жизнь бок о бок с человеком, одержимым приступами ревности. Но такие пары тем не менее можно встретить сплошь и рядом. [11, с.242]
Однако даже простые житейские наблюдения показывают, что знак равенства между любовью и ревностью ставят или сами ревнивцы, оправдывая свое поведение, или люди, лишенные красивой любви. Для последних и ревнивый человек представляется последней надеждой. В семейной жизни проявления ревности ужасны. Жена десятки раз, так что сослуживцы начинают смеяться, звонит мужу на работу. По малейшим поводам устраивает скандалы. Сами поводы порой абсурдны. Обвиняемый всегда находится в напряжении. Если в роли ревнивца выступает муж, то жена в качестве жертвы за любой неправильно сделанный шаг получает пощечины. Мало женщин встречаются по вечерам со своими подругами, потому что мужья «не разрешают» им этого делать. По причинам, известным только им, эти женщины поступились своей свободой лишь ради спокойствия мужа. Возможно, некоторые женщины вполне довольны ограничениями, установленными в браке. Каждый должен самостоятельно оценивать ситуацию, в которой он находится. Но для других такое положение дел совершенно невыносимо. [11, с.243]
А с другой стороны, может ли быть любовь между супругами без ревности? Скорее всего, нет. В какой-то момент отсутствие ревности переходит в полное равнодушие, что менее приятно.
В основе ревности одного из супруга, испытываемой к его друзьям или к интересам, лежит неосознанный страх потерять любимого человека. П. Лафарг писал, что «ревность – разновидность чувства собственности». Нередко это чувство не имеет под собой каких-либо оснований. Если один из супругов занят собственными делами или уделяет много времени своим друзьям, другому стоит не терять времени и тоже найти для себя интересное занятие, разыскать старых друзей или завести новых. [11, с.247]
Как уже говорилось ранее все эти явления как ревность, недоверие, ссоры и др. ведут к тому, что один из супругов начинает задумываться о связях за границами семьи или, грубо говоря, изменять.
Измена в браке также понятие растяжимое, так как зависит от культуры общества или от типа брака. Возьмем, например, первобытный строй. Семьи еще не было, и каждый мог найти себе партнера по душе, меняя его в зависимости от настроения. Ограничение накладывалось лишь правом силы: «Сильный выбирает первым». О какой измене мужа можно говорить там, где законом разрешены и поощряют гаремы? Может быть, муж просто «ухаживает» за своей двадцать пятой невестой, которая затем законно вольется в женский коллектив семьи.
Но для традиционной семьи измена по своим разрушающим свойствам стоит на первом месте. Супруги не должны обманывать доверия друг к другу. Речь идет не только о супружеской верности, но и о сохранении доверительности разговоров и прочих вещах, которые не должны выйти за границы семьи. Потеря доверия может привести к более глубокому разобщению супругов, чем даже возможная супружеская неверность. [11, с.247]
Вежливость и деликатность в семье должны возрасти до более высокой сферы – психологической. Очень важно уметь понять, как поведение влияет на психику другого человека, и стараться, чтобы поступки оказывали положительное воздействие.
Супружеская измена – высшая форма предательства. Измена не только разрушает соответствующее доверие, но и подтачивает надежду на его восстановление в будущем. В большинстве случаев измена приводит к разводу. Но даже если брак сохраняется, необходимо приложить огромные усилия, чтобы добиться безусловного прощения и возродить былую близость между супругами. Самое трудное – убедить пострадавшего супруга, что изменившему супругу снова можно доверять. В реальной жизни это практически невозможно. Качество отношений уже никогда не будет таким, как прежде.
Многое будет зависеть от того, сумеют ли супруги простить друг друга. Умение прощать – одна из важнейших черт счастливого супружества. Прощение снимает напряжение, сглаживает острые углы, успокаивает боль и негодование. [11, с. 242]
Информация о работе Ревность и измена как феномен супружеской жизни