Рекомендации для родителей по ювенальному периоду подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Следует отметить, что возрастные границы подросково-юношеского периода также, как и границы любого другого возрастного периода являются относительными.
Ювенальный период хронологически взбирает в свои границы позднее отрочество и раннюю юность. Поэтому внутри ювенального периода их целесообразно дифференцировать, поскольку различные глубинные физиологические и психологические механизмы определяют на этих онтогенетических этапах векторы поведения, целеполагания и выстраивания жизненного плана.

Содержание

Подростково-юношеский возраст. Хронологические границы ювенальности
Изменения в физическом развитии подростка.
Самосознание как новообразование личности подростка. Способы психологической защиты ребенка от проблем.
Познавательная сфера подростка.
- чувство взрослости
- ведущая деятельность подростков

Половая идентичность подростков
Теоретические подходы к изучению подросткового возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 30.68 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский университет  «Болашак»

Кафедра Педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Рефлексивный анализ

На тему: Рекомендации для  родителей по ювенальному периоду  подростков

 

 

Выполнил: Студент гр.Пип 10-1

Жекенова Д.М.

Проверил: Кандидат пс.наук

Никифорова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Караганда 2013г.

План:

  1. Подростково-юношеский возраст. Хронологические границы ювенальности
  2. Изменения в физическом развитии подростка.
  3. Самосознание как новообразование личности подростка. Способы психологической защиты ребенка от проблем.
  4. Познавательная сфера подростка.

- чувство взрослости

- ведущая деятельность  подростков

 

  1. Половая идентичность подростков
  2. Теоретические подходы к изучению подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подростковый-юношеский возраст: хронологические границы ювенальности.

 

Значение слова «подросток»  восходит от латинского и означает меняться, продвигаться вперед, выходить из под опеки, становиться совершеннолетним.

Подростковый возраст (отрочество)

Юношеский возраст

  • период онтогенеза от 10-11 до15лет.
  • Чувство взрослости

Самосознание

Освоение гендерной роли

Самооценка

Интимно-личностное общение

  • период жизни между подростковым возрастом и взрослостью от 15-16 до21-25 лет.
  • Жизненные планы

Будущая профессия

Дружба-Любовь

«Кем быть? Кого любить?»


 

Следует отметить, что возрастные границы подросково-юношеского периода также, как и границы любого другого возрастного периода являются относительными.

Ювенальный период хронологически взбирает в свои границы позднее  отрочество и  раннюю юность. Поэтому  внутри ювенального периода их целесообразно  дифференцировать, поскольку различные  глубинные физиологические и  психологические механизмы определяют на этих онтогенетических  этапах векторы  поведения, целеполагания и выстраивания жизненного плана.

 

 

2. Изменения в  физическом развитии подростка

Подростковый период сопровождается радикальными анатомо-физиологическими изменениями, психологической ломкой представления о себе и о»мире взрослых»

Л. С. Выготский определил алгоритм развития подростка:

    • Органическое
    • Половое
    • Социальное

Подростковый возраст  биологически относится к пубертатному периоду, т.е  этапу полового созревания и интенсивного неравномерного развития и роста организма.

Первым признаком наступления  пубертатного периода является увеличение роста и массы тела.

У мальчиков пик скачка роста происходит в 13лет и продолжаясь до 15 а то и до 17 лет

У девочек обычно начинается и заканчивается скачок роста на 2 года раньше

Сначала до «взрослых» размеров дорастают кисти рук и ступни, затем руки и ноги удлиняются и  в последнюю очередь – туловище. Организм подротска переживает Гетерохронность – резкое развитие одних органов, не согласованное с изменением других.

  • Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры, и приводит к непропорциональности тела, временное нарушение координации движений, ощущение подростком себя неуклюжим, неловким, что вызывает неудовлетворенность собой, психическое состояние от депрессивности до агрессивности.
  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, для подростков характерны изменения артериального давления, эмоциональная нестабильность, перепады настроения.
  • Появляются вторичные половые признаки
  • Пробуждаются сексуальные потребности и половое влечение
    • Мутация голоса, понижается на октаву.
  • Активизируется белково-углеводный обмен и рост мышечной и жировой ткани.

 

Для подростка осознание  своего физического облика, эстетического  эффекта своей внешности выступает  одним из значимых регуляторов межличностных  отношений, психологического самоутверждения  «от застенчивости до агрессивности, от уверенности в себе до замкнутости, от эмоциональной напряженности  до депрессии».

Именно в подростковом возрасте ярко обозначается стремление соответствовать внешним физическим образцам, принятым в группе его  сверстников, как определяющий фактор его личностного признания.  Именно поэтому для подростка важно формирование и расширение системы социально-положительных связей, новых возможностей позитивного проявления «Я».

 

 

3.Самосознание  как новообразование личности  подростка. Способы психологической  защиты ребенка от проблем

 

Кризис подросткового  возраста связан с возникновением нового уровня самосознания как осмысления подростком своей индивидуальности – неповторимости, уникальности.

Характерной чертой этого  периода является потребность познать  самого себя как личность с именно ей присущими качествами. Эта потребность актуализирует развитие рефлексии – механизмов самосознания, направленного на анализ, понимания, осознание себя: собственных действий, поведения, чувств, состояние речи.

Процесс самооценивания подростка  включает поиск ответов на вопросы:

    • «Кто Я?»
    • «Какой Я?»
    • «Зачем Я?»

Именно осмысление подростком значимости и предназначения своего «Я» обеспечивает самодвижение и  самоотождествление его личности.

Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил Идентичность – тождественность с самим собой.

Особенно в пубертатный  период, согласно представлениям Э.Эриксона,  идентичность как поиск своего «Я» достигает в своем развитии кульминации.

Идентичность в подростковом возрасте – сложное развивающаяся  структура, которая в своем становлении  проходит через преодоление кризиса как в прогрессивном так и регрисивном направлении.

Задача подросткового  возраста - интегрировать основные представления о своем «Я»  в целостную картину самосознания. Наряду с самооценкой, устойчивым компонентом самосознания подростка является «Я- Концепция» - развивающаяся система представлений о самом себе.

 Составляющими «Я-Концепции» являются установки личности на себя

    • Я Реальное (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле)
    • Я Идеальное (каким я должен был бы стать, ориетируясь на моральные нормы)
    • Я Динамическое ( каким я намерен стать)
    • Я Фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это оказалось возможным).

Подростком могут  использоваться следующие способы  психологической защиты:

Отрицание

Игнорирование психотравмирующей  ситуации

Регрессия

Возвращение к онтологический более ранним, инфантильным стратегиям поведения

Формирование реакции

Замена неприемлемых импульсов, эмоциональных состояний на противоположные

Вытеснение

Устранение из сферы сознание негативных ситуаций

Подавление

Более сознательное, чем  при вытеснении, избегание психотравмирующей  информации

Проекция

Приписывание другим людям  свойств, качеств, причин поведения, в  которых подросток отказывает себе

Идентификация

Отождествление с реальным или вымышленным персонажем, с  целью приписывания себе желаемых качеств

Рационализация

Оправдание подростком тех  или иных поступков, интепретация событий с целью снижения их травмирующего влияния

Сублимация

Преобразование энергии  инстинктивных влечений в сознательно  приемлемые способы активности

Юмор

Снижение внутреннего  напряжения в виде обращения к  юмористическим выражениям, шуткам, анекдотам.


 

 

  1. Познавательная сфера подростка.

- чувство взрослости

- ведущая деятельность  подростков

 

Кардинальное, переориентация мышления подростка направлена на  выявление соотношения между реальным и возможным, между «есть» и «может быть». Именно поэтому его мышление направлено не только на то, как устроена реальность, но и на поиск потенциальных возможностей ее переустройства.

В подростковом возрасте внимание отличается сознательно поставленной целью, становится хорошо управляемым и контролируемым процессом. Наполненная смыслом деятельность способна длительно поддерживать устойчивое сосредоточение. Подросток может сознательно и целенаправленно избирать объект своего произвольного внимания.

Перестраивается память, над механическим запоминанием, доминирует смысловое. При этом, как по форме, так и по содержанию, менятся сама смысловая память:  Подростку становится более доступным запоминание абстрактного материала на основе опосредованности, логики, включения мышления.

Развитие воображение подростка связана с его общим интеллектуальным развитием. И свобода построения внутреннего психологического пространства продвигает подростка в развитии.

    • Чувство Взрослости

Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают как новообразование сознание, через которое подросток сравнивает себя с другими ( взрослыми и друзьями), определяет образцы для своего поведения, эталоны межличностных взаимоотношений.

Понятие «Взрослость» напоминается в подростковом возрасте разными  смыслами. Это и определяет мотивационный диапазон вождения подростков во взрослую жизнь.

  1. Подражание внешним признакам взрослости(курение, игра в карты, употреблении спиртного, специфического лексикона, стремление к взрослой моде в одежде и прическе и др.) – самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.
  2. Равнение на качества «настоящего мужчины»
  3. Социальная зрелость – в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где взрослому необходим помощник.
  4. Интеллектуальная взрослость как стремление подростка к познавательной активности,  которая выходит за пределы школьной программы, - познание наполняется личностным смыслом и превращается в самообразование.

 

  •  Ведущей деятельностью подростков является, по Д.Б. Эльконину, интимно-личностное общение, направленное на способы построение человеческих отношений в совместной деятельности. «Интимность» подразумевает ту пристрастность, избирательность, которая очерчивает круг тех, с кем у подростка возникает необходимость общаться.

Подражание (как следование какому – либо примеру, образцу) является характерным для подросткового  возраста. И общение, являющееся в отрочестве самоценным, открывает возможности поиска ценности значимого другого и референтной группы ценности которые подросток принимает, на чьи нормы и оценки поведения он ориентируется.

 

5.Половая идентичность  подростков.

 

В период пубертатного кризиса  подростки начинают осваивать гендерные роли – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола.

Встраивание моделей поведения  ( Я как мужчина, Я как женщина) соответствует половой идентификации – переживанию и осознанию подростком свое половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола.

Информация о работе Рекомендации для родителей по ювенальному периоду подростков