Реферирование статей по социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:12, практическая работа

Краткое описание

Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания.
Бергер П. Человек в обществе.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.
«Исследование малой группы в отечественной и зарубежной психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

Реферирование статей.docx

— 53.45 Кб (Скачать файл)

Андреева Г.М. «Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания»

 

  1. Основных направлений было три:

-восприятие одним человеком  другого; 

- восприятие одним человеком  группы людей; 

- восприятие одним человеком  целой общности, напр. этнической  группы.

Выделение данных направлений  обусловлено началом исследований в социальной психологии для уточнения  социальных объектов.

 

  1.  «Перекос» в изучении проблем социальной перцепции имел место быть в первом из трех направлений, где «восприятие одним человеком другого», становится уже межличностным отношением.
  2. Восприятие группой другой группы, является формирование определенных стереотипов. Так выделяются лидеры и оппоненты. Восприятием группой одного из своих членов, является формирование статуса индивида в группе.
  3. Характеристики объектов межличностного восприятия:

а) физические;

 

б) социальные


 

        внутренние            внешние

 

  1. В процессе жизнедеятельности, человек  накапливает  опыт. Согласно своему  предыдущему опыту либо ситуации  люди заранее предугадывают возможные события. Если, например, человека покусала собака, он в следующий раз не войдет во двор без предупреждения.
  2. Познавая другого человека, формируется познающий индивид. От меры точности познания зависит успех общения и согласованность действий. Каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, условия, мотивы, но и учитывать потребности, условия и мотивы другого.
  3. Представление о другом человеке связано с уровнем своего самосознания. Богатство представлений о самом себе, дает «почву» представлений и о другом человеке. Чем более полно раскрывается другой человек, в большем количестве характеристик, тем более полным становится и представление о самом себе.
  4. «Идентификация» - отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека, является уподобление себя ему. Таким образом, идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека. «Эмпатия» является близким по содержанию явлением и одним из экспериментальных исследований процесса идентификации.
  5. «Рефлексия» - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения. В отличие от философского употребления термина , в социальной психологии под «Рефлексией» понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
  6. Специфика восприятия человека человеком заключается в идентификации. Человек, отождествляя себя с  другим,  ищет в нем схожие с собой черты, будь то внешнее сходство, либо поведенческие особенности. Однако, такой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать вывод остается. Человек в этом случае начинает не столько искать причины, сколько приписывать их интересующему его объекту. Таким образом , процессом познания другого человека становится процесс приписывания, т.е. каузальная атрибуция каузальная.  

 

 

 

 

Дюркгейм  Э. «Что такое социальный факт»

 

  1. Причина необходимости формулировки понятия «социальный факт» заключается  в том, что данный термин применяют не совсем точно. Этим термином обозначают все происходящие в обществе явления, которые можно назвать социальными.
  2. Дюркгейм приводит примеры из своего, если так можно назвать, социального окружения: вероисповедание - человеку не нужно придумывать что-то свое, новое. Многие поколения добились определенных правил и ,  осталось только придерживаться  этих догматов. Языковый барьер – он приводит пример, когда не может поступить иначе и должен говорить только по-французски.
  3. Особенностью внеиндивидуальных  социальных форм является принудительная сила. Она включает в себя не только обязательства, но и обязанности, установленные обычаями. И человек, находясь в этих условиях, желает он того или нет, обязан поступать так, как предписывают нормы и правила поведения.
  4. «Социальные течения» по Дюркгейму занимают важное место, так как имеют коллективную основу. Мы принимаем и усваиваем их потому, что для нас они представляют авторитет, который нам привили в процессе воспитания. А он в свою очередь, складывался множеством поколений, приходит извне и способен увлечь нас помимо нашей воли.
  5. Человек – существо коллективное, воспитываясь при определенных условиях, он не чувствует принудительных  мер. Хотя, с рождения его приучают к определенным правилам (есть и спать по времени, к личной гигиене и т.д.)  Взрослея, люди принимают навязанные принуждения и выдают их за собственные привычки.
  6. Начиная с рождения, верующий находит готовыми верования и обряды своей религии.  Далее, не подчиняясь условиям света, не принимать в расчет обычаев страны и социального сословия, человек обязан одеваться, разговаривать на своем языке, использовать установленную валюту. В противном случае, смех, вызванный непониманием,  будет наказанием, пусть даже не физическим.
  7. Как мы уже успели убедиться, к социальным фактам относятся верования, стремления, обычаи. Это коллективные состояния. Вследствие повторения, некоторые из них приобретают известную устойчивость, которая создает осадок и изолирует от отдельных событий. Они, таким образом, как бы приобретают особые формы, тело и составляют реальность, выраженную в какой-нибудь формуле, передающейся воспитанием.
  8. Большинство социальных явлений приходит к нам путем авторитарного коллективного творения. Коллективное чувство выражает не только то, что было общего между индивидуальными чувствами. Это продукт действий и противодействий, возникающих между индивидуальными сознаниями. «Если сердца бьются в унисон, то это не вследствие самопроизвольного согласия, а потому, что их движет одна и та же сила в одном и том же направлении»
  9. На эту тему Дюркгейм приводит в пример промышленника, который вынужден пользоваться достижениями своего времени. Наука и техника во многом изменили орудия труда и увеличили производительность. А употребляя,  методы и приемы прошлых поколений он разорился бы, наверняка.
  10. Исследуя социальные факты, мы сталкиваемся с психическими явлениями, так как рассматриваем поведение индивида.  Так же затрагивается происхождения и природа юридических и нравственных правил, народных афоризмов и приданий в которых религиозные или политические секты выражают свои убеждения.

Изучая моду, какого-либо общества можно понять, что это  опять же принудительные явления. Законодателей  моды, если их перечесть и сравнить с остальным количеством живущих, не так много. Икон стиля еще меньше, но человек старается быть похожим  на публичных людей и идет на разные ухищрения: подражает в одежде, стрижет и красит волосы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.

«Исследование малой группы в отечественной и зарубежной психологии»

 

1. категории, которые использовал Шоу для анализа определений «малой группы».1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом, 2) с точки зрения мотивации членов группы, 3) с точки зрения групповых целей, 4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы, 5) с точки зрения взаимозависимости и 6) взаимодействия членов группы.

2.  Шоу определяет группу  так,«двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица».

3.  Данные характеристики считаются важными в определении малой группы.Есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее характеристик, а именно: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры. К ним следует добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

4.  За что критикуют данное определение Кричевский и Дубовская?

Конечно, если рассматривать  малую группу, так сказать per se, как некую изолированную от мира данность, функционирующую по особым, только ей присущим законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными.

Если же, однако, исходить из иного понимания малой группы, трактуя ее прежде всего как малую социальную группу, т.е. как элементарное звено структуры социальных отношений, как своеобразную функциональную единицу в системе общественного разделения труда, в этом случае речь должна идти о принципиально ином определении.

5. Это определение они считают приемлемым.

Наиболее лапидарный и  вместе с тем точный и емкий  его вариант предложен Г.М. Андреевой: «Малая группа — это группа, в  которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов». Поэтому здесь  мы считаем целесообразным подчеркнуть  лишь следующее. Любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений.

6.Вопрос о размерах «малой группы» решается в исследованиях так.  Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно разделяемому мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом в литературе справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности.

Что же касается верхнего количественного  предела малой группы, т.е. максимально  возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

На взгляд авторов, если группа задана в системе общественных отношений  в каком-то конкретном размере и  если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний». Нетрудно заметить, что  подобное рассуждение отражает изложенное выше понимание малой группы, исходя из ее базовой характеристики как  целевого функционального звена  социальной системы, своеобразной единицы  предписанной ей деятельности.

7.Определения коллектива Дубовской и Кричевской. Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшее высокого, а по мнению отдельных авторов — наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик.

8.  Описание классификаций малых групп, представленных в статье.Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.

Прежде всего выделим  оппозицию лабораторные—  естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым — группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (приглашенные добровольцы, испытуемые) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование — так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу, группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально-психологического развития.

 

Другая оппозиция: организованные (по иной терминологии — формальные, официальные) — спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Те и другие относятся к категории естественных групп. Первые из них представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Вторые зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних. В основание следующей рассматриваемой оппозиции — открытые — закрытые группы — положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой, что следует хотя бы из обсуждавшегося выше ее определения. Время от времени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, утраты, порой в течение длительного времени.

Малые группы полезно расклассифицировать  также, исходя из фактора продолжительности  их существования, на стационарные и временные. Причем к последним относятся не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.

Группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.

9.  Вклад Шерифа, Ньюкома и Уайта в исследованиях малой группы.В 30-х — начале 40-х годов М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп. В течение нескольких лет Р.Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города, очерчивая контуры интеракционистского подхода к изучению групповых процессов. Окончательно складывается печально известная «теория черт» лидерства или, в более точном значении, руководства, но одновременно делаются первые попытки отойти от упрощенного понимания этого феномена, дать более сложное, многоплановое его описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей.

10 Вклад Левина и его  учеников.Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин, эмигрировавший в начале 30-х гг. в США из фашистской Германии. Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены знаменитые опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии. Одним из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. При этом он подчеркивал необходимость работы с естественными группами в реальных ситуациях их жизни, полагая, что таким образом открывается возможность действительной проверки валидности теоретических положений и нахождения путей решения различных практических проблем.

Не утратили актуальности и некоторые теоретические представления  К. Левина о группе как «динамическом  целом, обладающем свойствами, отличными  от свойств составляющих его частей или суммы последних». В соответствии с системными воззрениями на групповой  процесс он полагал, что одним  из отличительных признаков группы является принцип взаимозависимости  ее членов.

Информация о работе Реферирование статей по социальной психологии