Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:12, практическая работа
Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания.
Бергер П. Человек в обществе.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.
«Исследование малой группы в отечественной и зарубежной психологии»
Бергер П. Человек в обществе
1.«Иметь определенное место в обществе» по Бергеру, означает «быть в точке пересечения определенных социальных сил». Обычно бывает опасно игнорировать эти силы. Движение индивида в обществе происходит внутри тщательно определенных систем власти и престижа. Как только он распознает свое место в обществе, ему сразу становится ясно, что выбор возможностей не слишком богат.
2. Объяснить термин Бергера «фабрика общества» нужнона тех уровнях, где находится большинство людей, в их числе автор этих строк и почти все, кто сейчас их читает, именно место в обществе задает те правила, которым индивиду надлежит подчиняться.
3. Суть «социального контроля» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки. Излишне говорить, что инструменты социального контроля отличаются огромным разнообразием и зависят от ситуации. Неразрешимые противоречия в бизнесе заканчиваются тем, что кадровики называют «окончательным разговором», а в преступном синдикате по аналогии назвали бы «последней прогулкой на автомобиле». Методы контроля различаются в зависимости от целей и характера конкретной группы. В любом случае механизмы контроля направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и (как это было в хрестоматийном случае с гаитянским королем Кристофом, когда он казнил каждого десятого «бойца» трудовых батальонов) «взбодрить остальных».
4. Бергер характеризует физическое насилие в контексте социального контроляНасилие есть элементарное основание любого политического порядка. Это согласуется с воззрениями здравого смысла на общество, чем отчасти можно объяснить столь массовое неприятие идеи исключить из уголовного кодекса смертную казнь (хотя такое неприятие в равной степени основывается на упрямстве, лицемерии и врожденной жестокости, которые законотворцы разделяют с массой своих сограждан). Утверждение, что политический порядок зиждется на насилии, верно и для тех государств и штатов, где смертная казнь отменена.
Официальное нсилие.Постоянное использование насилия сопряжено с практическими трудностями, а кроме того неэффективно, поэтому официальные органы социального контроля больше опираются на сдерживающее влияние всеобщего знания о средствах насилия. В обществе почти все люди находятся в таком положении, когда к ним официально и на законных основаниях могут применить насилие, если все другие средства принуж-дения не имеют успеха.
Если роль насилия в
осуществлении социального
5. Шкала социального контроля, по Бергеру, включающая три компонента.Имея информацию социолог сможет сделать разумные предположения о том, в каком районе города живет индивид, каковы размер и тип его жилища. он сможет указать место человека на статистической шкале жизненных ожиданий.
6. Механизмы социального контроля-убеждение, насмешка, сплетни и презрение.
7. Правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в IBM (иногда, к счастью для охваченного треволнениями кандидата, они оказываются теми же самыми). В более широких объединениях правила могут быть менее строгими, и редко случается, чтобы кто-то не сумел их выполнить, но для стойкого нонконформиста членство из-за принятых в объединении порядков может оказаться столь тягостным, что длительное участие в нем оказывается по-человечески невозможным. Естественно, требования, установленные неписаными законами, варьируют очень сильно. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют круги контроля, эффективно описывающих область возможных действий индивида в определенных ситуациях.
8. С точки зрения социальных наук, одна из стратегий обретения «психиатрического диагноза»- стратегия «терапий».
9. Контролирующая сила профессии в выбранной индивидом профессии (или, точнее, та. на которой он по каким-то причинам остановил свой выбор) несет в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жестких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников.
10. Близкие люди осуществляют свой контроль над индивидом,как правило, имеет наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие откуда бы то ни было еще. Если начальник окончательно приходит к выводу, что его подчиненный ни на что не годен, то это может иметь гибельные экономические последствия, но психологический эффект будет гораздо более разрушительным, если к тому же выводу придет жена работника. Более того, система контроля со стороны близких может оказать давление именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. Обычно на работе человек находится в более выгодной позиции, чем дома: там ему легче взять себя в руки, быть начеку или притворяться.
Современный американский «культ семьи» и ценности, которые подчеркивают роль домашнего очага как убежища от проблем внешнего мира и необходимости самоутверждения, вносят большой вклад в эту систему контроля. Человек, хоть как-то психологически настроенный дать бой в своем офисе, готов сделать все, что угодно, ради сохранения шаткой гармонии в семейном кругу.
11. Понятие «стратификационная система» означает важной сферой, где социологический анализ может полностью раскрыть значение места индивида в обществе, является социальная стратификация.
12. Бергер анализирует выжный тип стратификации в данном тексте. Самым важным типом стратификации в современном западном обществе явлется система классов. Как и большинство понятий стратификационной теории, понятие класса имеет множество определений. В классовом обществе достигнутое высокое положение, как правило, важнее, чем положение по рождению (хотя многие люди считают, что последнее в значительной степени обусловливает первое). Кроме того, для классового общества характерен высокий уровень социальной мобильности, т.е. социальное положение не является раз и навсегда фиксированным, и многие люди в течение своей жизни меняют его на лучшее или на худшее, и, следовательно, никакое положение нельзя считать абсолютно прочным, надежным. В результате символическая экипировка социального положения приобретает огромную значимость: люди демонстрируют его миру, используя различные символы (такие, как материальные объекты, манеры вести себя, вкусы, речь, принадлежность к разного рода общественным объединениям и даже приличествующие мнения). Именно это социологи называют статусным символизмом, имеющим важное значение в исследованиях стратификации.
13. Признаки классового общества, представляемые Бергером. Для классового общества характерен высокий уровень социальной мобильности, т.е. социальное положение не является раз и навсегда фиксированным, и многие люди в течение своей жизни меняют его на лучшее или на худшее, и, следовательно, никакое положение нельзя считать абсолютно прочным, надежным. В результате символическая экипировка социального положения приобретает огромную значимость: люди демонстрируют его миру, используя различные символы (такие, как материальные объекты, манеры вести себя, вкусы, речь, принадлежность к разного рода общественным объединениям и даже приличествующие мнения). Именно это социологи называют статусным символизмом, имеющим важное значение в исследованиях стратификации.
14. На основании двух показателей, принадлежащих классам, социологи могут сделать предположения о различных аспектах жизни индивида это доход и профессия.
15 . Тезис Бергера: «классовая среда формирует личность с помощью бесчисленных влияний с самого рождения до окончания начальной или средней школы. Только тогда , когда эти формы действия перестают достигать цели, наступает черед механизмов социального контроля».
Пытаясь понять силу класса, мы не просто видим еще один аспект социального контроля, но начинаем нащупывать путь проникновения общества в наше сознание.
16. Бергер считает более ригридным, чем классовые, стратификационные системы это может служить расовая система, которую большинство социологов рассматривают как разновидность кастовой. В такой системе социальное положение индивида (т.е. принадлежность к определенной касте) задается от рождения.
17. Бергер определяет социальный институт-обособленный комплекс социальных действий.
18. Социальный императив играет роль в функционировании социального института такую, чтоинституты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными. Человек может услышать свой внутренний голос, передавший ему четкий недвусмысленный императив. Его последующее поведение показывает, что у него не нашлось сил побороть данный императив.
19. Дюркгейм понимает общество так, общество предстает перед нами как огромнейшая реальность, которую нельзя объяснить или описать в терминах какой-то другой реальности.
20.Такой образ общества как контекст развития личности соз-дает Бергер.Общество, как объективный и не зависимый от нас факт, противостоит нам, особенно в форме принуждения. Его институты задают образцы наших действий и даже формируют наши ожидания. Они поощряют нас пока мы придерживаемся их предписаний. На случай выхода за эти рамки в распоряжении общества имеется почти неограниченный арсенал органов контроля и принуждения. Санкции со стороны общества способны в любой момент изолировать нас от окружающих людей, подвергнуть осмеянию, лишить не только средств к существованию, свободы, но и, как последняя мера, жизни. Законы и мораль общества могут предоставить искусно аргументированное оправдание каждой из этих санкций, и большинство людей вокруг одобрят подобные оправдания, если их используют против нас в наказание за отклонение от заданных образцов. Наконец, наше место в обществе определено, так сказать, не только в пространстве, но и во времени. Наше общество является исторической сущностью, которая простирается во времени далеко за пределы биографии отдельного индивида.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра социальной психологии и педагогики
Реферирование статей
По дисциплине: социальная психология
Выполнила: студентка 3 курса 42 потока Корягиной Татьяны Николаевны
Проверила : доц. Радина Н.К.
г.Н.Новгород
2013
2. Термин «педагогическая психология» был предложен:
2) П.Ф. Каптеревым;
1. Педагогическая психология возникла:
2) в середине ХIХ в.;
3. Основоположником русской педагогической психологии является
4) А.П. Нечаев;
4. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ–ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
3) педология;
5.Основоположником российской педологии является: .
5) А.П. Нечаев.
6. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
1) комплексного подхода;
7. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится к:
4) организационным методам;
8. Метод познания, который
ограничивается регистрацией
3) наблюдением;
9. Самым общим понятием,
обозначающим процесс и
4) учение;
10. Учение в отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали как: 4) учение;
12. Уровень актуального развития характеризуют: 5) обученность, воспитанность, развитость.
11. Один из концептуальных
принципов современного
13. Учебная деятельность
является ведущей
14. Действия, направленные
на анализ условий ситуации, на
соотнесение ее со своими
15. Компонент, не входящий
в структуру учебной
16. Вид мотивов учения,
характеризующийся ориентацией
учащегося на овладение новыми
знаниями – фактами, явлениями,
17. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует: 2) узкие социальные мотивы;
18 . Целенаправленная деятельность,
призванная сформировать у
19. Понимание сущности
человека как открытой системы,
20. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как: 2) индивид;
21. Понятие «задатки»
22. В воспитательном плане наиболее эффективен … тип обучения: 3) проблемный;
Информация о работе Реферирование статей по социальной психологии