Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности

Содержание

Введение 3
1. Сущность речевой деятельности как деятельности 5
2. Основные формы речи 7 3. Виды речевой деятельности 13
3.1 Говорение 15
3.2 Чтение 15 3.3 Письмо 18
3.4 Слушание 20
4. Структура речевой деятельности, как одного из основных видов
деятельности 23
4.1 Ориентировка 24
4.2 Планирование 25
4.3 Внешняя реализация 25
4.4 Контроль 25 Заключение 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

психология....doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

            3.2 Чтение  
         Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:  
- для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);  
- для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);  
- для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).  
Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения).  
К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:  
Рецептивные умения:  
1. Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.  
2. Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.  
3. Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.  
4. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.  
5. Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.  
Репродуктивные умения:  
1. Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.  
2. Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.  
3. Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.  
4. Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.  
5. Составлять реферат, записывать тезисы.  
Репродуктивно-продуктивные умения:  
1. Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.  
2. Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.  
3. Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.  
4. Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.  
5. Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.  
Продуктивные умения:  
1. Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.  
2. На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.  
3. Участвовать в проектной работе по известной теме.  
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:  
- фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;  
- движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;  
- поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.  
Типичными недостатками чтения являются:  
- Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.  
- Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.  
- Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац. 

Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения. 

Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается. 

Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.  
Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи – это акустический код, в письменной – графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.  
          3.3 Письмо  
           Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда - особая задача обучения письменной речью в школе.  
Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.  
Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.  
Учащиеся должны уметь:  
1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.  
2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.  
3. Составлять и заполнять анкету.  
4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.  
5. Писать заявление о приеме на работу.  
6. Писать краткую / развернутую автобиографию.  
7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.  
8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.  
Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.  
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.  
     

3.4 Слушание  
          Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.  
Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.  
Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:  
- бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;  
- обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;  
- узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.  
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:  
Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?  
1. Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:  
- Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.  
- Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.  
- Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.  
- Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.  
- Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.  
2. Факторами эффективного слушания являются:  
- Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.  
- Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.  
- Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.  
- Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.  
3. Как слушать?  
Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:  
1) умение концентрироваться;  
2) умение анализировать содержание;  
3) умение слушать критически;  
4) умение конспектировать.  
Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:  
- Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.  
- Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.  
- Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.  
- Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.  
- Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.  
Умение анализировать опирается на следующие приёмы:  
- определение цели речи;  
- определение композиции речи;  
- определение главной темы речи;  
- определение главных идей оратора;  
- определение форм аргументации;  
- определение форм резюмирования и заключительных выводов.  
Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:  
Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.  
Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.  
Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи. 
Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:  
Используйте короткие предложения и абзацы. Записывайте только важные положения и фактический материал. Используйте сокращения и символы. Делайте разборчивые записи. Подчёркивайте важные идеи. Периодически просматривайте записи.  
          4. Структура речевой деятельности  
           Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля. 

4.1 Ориентировка  
            Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие: Во-первых - ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности. Под ситуацией принято понимать совокупность условий, как речевых, так и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевой деятельности.  
Исследователи различают предметную и речевую ситуацию. В первой отражен фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображенные в тексте. Участниками речевой ситуации являются - люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создается искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворческтва к естественным жизненным условиям. Благодаря стилистике в процессе обучения создается речевая ситуация, когда учащиеся отвечают на вопросы: где, для кого, и с какой целью продуцируется ими текст. Источником побуждения индивида к активности являются человеческие потребности. Как только предмет будет осознан индивидом потребность перерастает в мотив. Затем меняется характер деятельности: от инстинктивной, импульсивной к последовательной, направленной.  
На этапе ориентировки необходимо:  
- Правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения.  
- Осознать мотив речетворчества.  
- Определить цель порождения высказывания, т.е. ответить на вопрос: зачем я это буду говорить?  
В целом на этапе ориентировки учащийся знает, о чем он будет говорить, но еще не знает, как он будет это делать.  
Следовательно, первый этап речевой деятельности характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, так как возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлена возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяется и мотив, и цель созданием текста.  
           4.2  Планирование  
           На этом этапе актуализируется механизм «упрежденного синтеза». В соответствии с этим. Жинкин отмечал, что коммуникант при планировании своего текста выполняет 2 базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов. Т. Е. коммуникант отбирает ключевые слова и их синтезирует, т.е. располагает в определенной последовательности. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т.к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.  
Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.  
           4.3 Внешняя реализация  
            Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может.  
На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т.е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.  
           4.4 Контроль  
            Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений – все это осуществляет этап контроля.  
В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.  
По мнению О.Я. Гойхмана и Надеина Т.М., исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.  
В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:  
1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учета обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.  
2. Структурирование высказывания. На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.  
3. Переход к внешней речи. На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап.  
О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. по обратной связи. Восприятие речи связано с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т.п.  
Понимание передаваемого сообщения зависит от целого комплекса факторов, включающих в себя явный и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что подлежит как бы непосредственному наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определенной группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.  

 

Заключение  
            В своей контрольной работе я постаралась подробно рассмотреть вопрос о сущности речевой деятельности, как одного из основных видов деятельности. Также подробно осветила виды, формы речи, и ее структурную организацию.  
Таким образом, я пришла к выводу о том, что речевая деятельность – это сложный процесс, который может быть представлен как активная речь – экспрессивная, и как речь воспринимаемая – импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения. 

Я постаралась осветить сущность, виды речевой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что речевая деятельность – это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, виды, характеризующиеся различными критериями.  
Все полученные данные я сгруппировала в таблицы и схемы, наглядно отражающие весь механизм процесса речевой деятельности. Из всего вышеизложенного ясно, что речь имеет две основные формы:  
Внутренняя речь – это речь лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Она может характеризоваться предикативностью, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект, и присутствии только слов, относящихся к предикату.  Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Ей могут быть присущи жаргоны и интонация. Внешняя речь включает в себя: устную (диалогическую, монологическую) и письменную речь.  

Что касается видов речевой деятельности то выделяются:  
-  Слушание  
-  Говорение  
-  Письмо  
- Чтение.  
     Для того чтобы речевое действие состоялось, речь должна пройти несколько этапов: ориентировку, планирование, этап внешней реализации, и контроля. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. А именно: для ориентировки характерно возникновение речевой ситуации, в соответствии с которой определяется мотив и цель создания текста. Реализация этапа планирования зависит от сформированности у человека внутренней речи. Третий этап – внешняя реализация основывается на лингвистических знаниях коммуниканта. А уже на этапе контроля проверяются ошибки.  
 
 
Список использованных источников:

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,

2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986 

3. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1985. - 272 с.  
4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3кн. Кн.1.М.:Просвещение,1995.-576с. 

Информация о работе Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции