Родительское поведение мужчин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение родительского поведения мужчин с различной гендерной социализацией.
Задачи работы:
- дать характеристику гендерной социализации;
- охарактеризовать особенности воспитания в семье детей родителями разного пола;
- провести и проанализировать эмпирическое исследование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ 5
1.1. Гендерная социализация 5
1.2. Особенности воспитания в семье детей родителями разного пола 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ 28
2.1. Методы изучения гендерных различий в восприятии подростками
отношений с родителями 28
2.2. Анализ полученных данных 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Родительское поведение мужчин.docx

— 109.01 Кб (Скачать файл)

По данным А.В. Филь, родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков.

Отцы предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчики-подростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки чаще остаются пассивными и зависимыми. Большую требовательность родителей к сыновьям и вследствие этого большую дистанцированность сыновей от родителей выявили Ю.Е. Алешина и А.С. Волович.

Правда, по данным западных авторов, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают  им больше проявлять агрессию, чем  девочкам. Возможно, это связано с тем, что в русских семьях воспитание более авторитарно, чем в западных; в последних воспитание носит более либеральный характер. А возможно, что это относится только к проявлению мальчиками агрессивности как «мужского» качества.

Как показала О.С. Баранник, больше контролируют дочерей матери, а сыновей – отцы. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. И не случайно Ф. Парсонс видит роль отца в том, что он помогает сыну преодолеть зависимость от матери, возникшую в раннем детстве.

В семьях, где нет отца, мужские черты возникали у  мальчиков медленнее, они были менее агрессивными и более зависимыми; особенно сильно это сказывается на детях до 4 лет.

Выявлено, что отец играет более важную роль в формировании ответственности у ребенка, чем мать. Происходит это, очевидно, потому, что отцы, придающие большое значение самостоятельности, предоставляют подросткам возможность отвечать за свои действия, с большим уважением, чем матери, относятся к стремлению подростков к независимости. Вследствие этого у подростков меньше конфликтов с отцами. Интересен, однако, тот факт, что для подростков с высоким уровнем ответственности более значимы их отношения с матерью, а для подростков с низким уровнем ответственности – отношения с отцом.

В то же время матери оказывают  существенное влияние на формирование у дочерей мотива достижения: дочерей работающих женщин отличает, как правило, более высокий мотив достижения и большее стремление сделать карьеру, чем дочерей, чьи матери не работают вне дома. Кроме того, при определении своего профессионального пути (выборе вуза) дети чаще советуются с матерью, чем с отцом (соответственно в 40 % и 23,7 %) – В.П. Светлакова, М.А. Токмакова [4, с. 182].

Разнонаправленное воспитание детей отцом и матерью проявляется  в том, что отец учит ребенка тому «что», а мать – тому «как», отец учит ребенка «быть кем-то», а мать – «кем-то для кого-то».

К. Кларк-Стюарт (K. Clarke-Stewart, 1978) обнаружила, что влияние матери на ребенка носит обычно непосредственный характер, тогда как отец влияет на малыша часто опосредованно через мать.

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

2.1. Методы изучения  гендерных различий в восприятии 

подростками отношений с родителями

Для изучения гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями использовались следующие методики:

- ADOR-Подростки о родителях;

- «Детско-родительские отношения  подростков» (ДРОП).

Опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) включает в себя 19 шкал.

Подробное описание опросника  «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (см. приложение 1). 

Подросток отвечает на вопросы  на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (см. приложение 2).

Испытуемым дается инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько  поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 – если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;

2 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;

3 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;

4 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.

5 – если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.

В вопросах № 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Мы просим Вас оценить  эти утверждения сначала в  отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

В исследовании так же была использована методика ADOR-Подростки  о родителях. Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Подробное описание методики см. приложение 3.

Испытуемому выдают регистрационный  бланк (образец см. приложение 3) для заполнения отдельно на каждого из родителей.

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца (образец см. приложение 4). Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ – позитивный интерес, DIR – директивность, HOS – враждебность, AUT – автономность и NED – непоследовательность).

 

 

2.2. Анализ полученных  данных

В данном иследовании принимали  участие 20 подростков в возрасте 14-15 лет. В иследуемой группе подростков было 10 девочек и 10 мальчиков.

Для изучения гендерных различий в восприятии подростками родителей  были использованы ADOR-Подростки о родителях и «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).

Результаты проведения методики  ADOR среди испытуемых девочек-подростков (восприятие отца) представлены в виде диаграммы (рис. 1).

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (девочки – отцы) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 30%, выше нормы 20%, ниже 50%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 60%,  выше нормы – 20%, ниже нормы – 20%; по шкале «Враждебность» норма у 20%, выше нормы у 20%, ниже – 60%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 20%, выше нормы – 60%, ниже нормы – 20%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 70%, выше нормы – 20%, ниже нормы у 10%.

Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых девочек-подростков

(восприятие отца)

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие  решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность  род.

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность  образа ребенка

Враждебность  к супругу

Доброжелательность  к супругу

Сотрудничество

Удовлетворенность отнош.

Норма

3

2

2

1

1

3

3

2

3

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

Ниже нормы

5

4

6

3

5

3

5

5

6

5

5

3

2

3

2

4

3

5

5

5

Выше нормы

2

4

2

6

4

4

2

3

1

3

3

4

5

5

6

3

5

3

3

2


 

Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых мальчиков-подростков

(восприятие отца)

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие  решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность  род.

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность  образа реб.

Враждебность  к супругу

Доброжелательность  к суп.

Сотрудничество

Удовлетворенность отнош.

Норм

2

2

3

2

2

3

2

2

1

2

1

2

3

2

2

2

1

1

2

4

Ниже  нормы

5

6

6

7

2

3

4

5

3

2

7

2

2

5

6

3

5

4

3

5

Выше нормы

3

2

1

1

6

4

4

3

6

6

2

6

5

3

2

5

4

5

5

1


 

Рис. 1. Восприятие отца девочками-подросками

Результаты проведения методики  ADOR-Подростки о родителях среди испытуемых мальчиков-подростков (восприятие отца) представлены в виде диаграммы (рис. 2).

Рис. 2. Восприятие отца мальчиками-подросками

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (девочки – отцы) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 70%, выше нормы 10%, ниже 20%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 30%,  выше нормы – 50%, ниже нормы – 20%; по шкале «Враждебность» норма у 20%, выше нормы у 60%, ниже – 20%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 50%, выше нормы – 30%, ниже нормы – 20%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 20%, выше нормы – 60%, ниже нормы у 20%.

Позиция матери в восприятии девочек-подростков более авторитарна, чем позиция отца. Отцы в восприятии девочек-подростков практически не демонстрируют свою любовь и внимание к своему ребенку, имеют малую эмоциональную связь с подростком. Отцы часто давят на своего ребенка при принятии им решения, хотя в восприятии девочек-подростков отцы более конфликтны, чем матери.  Отцы, так же как и матери, поощряют автономность девочки-подростка, но более требовательны в выполнении правил и обязанностей. Отцы часто не осведомлены о делах и интересах своих дочерей.

В восприятии девочек-подростков отцы мало поощряют, но чаще наказывают, последовательны в воспитании, удовлетворяют потребности своего ребенка в меру.

Отношения с супругой у  отцов в восприятии девочек-подростков складываются в пределах нормы, как и общая удовлетворенность отношениями родителей.

В восприятии мальчика-подростка  мать менее конфликтна и директивна, чем отец. Позиция отца в восприятии мальчика-подростка отличается высокой враждебностью, директивностью, авторитарностью. По мнению мальчиков-подростков, отцы редко интересуются делами своего сына, практически не проявляют позитивных эмоций и интереса в отношениях с сыновьями.

Если сравнить особенности  восприятия девочек-подростков и мальчиков-подростков позиций отца, то можно выявить следующее: восприятие отношений девочек с родителями выглядит более благополучным, чем восприятие отношений мальчиков-подростков с родителями. Они более эмоциональны и доброжелательны, мать в восприятии девочки-подростка занимают понимающую и принимающую позицию, а отец практически не проявляет жесткости и авторитарности. В восприятии мальчиков-подростков и отношения с материю, и отношения с отцом носят более сложный характер. Матери отличаются непоследовательностью и неуверенностью. Позиция отца в восприятии мальчика-подростка авторитарна, директивна, отличается давлением со стороны родителя, непререкаемостью.   

Информация о работе Родительское поведение мужчин