Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить возможность использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта. Разработать и апробировать комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.
Предмет исследования: Игры как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания.
1.3 Игры как метод формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Глава II. Экспериментальное исследование практического применения игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования.
2.2 Психолого-педагогический эксперимент:
-констатирующий этап
-формирующий этап
-контрольный этап
Заключение.
Литература.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая настя2.docx

— 28.11 Кб (Скачать файл)

От ребенка требуется  много усилий, чтобы научиться  пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.

По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а также в деятельности.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок  осваивает серию культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться  и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями  интеллекта в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни  требует соблюдения всех гигиенических  норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима.

В приобщении ребенка к  здоровому образу жизни особо  важно овладеть основами гигиенической  и двигательной культуры.

Гигиеническая культура осваивается  через формирование у детей гигиенических  навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения  к личным вещам, к предметам и  игрушкам, поддержания порядка в  окружающей обстановке.

Нормально развивающиеся  дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче).

Необходимо использовать все возможности для поощрения  ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.

Рассмотрим подробнее  некоторые культурно-гигиенические  навыки и навыки самообслуживания.

  • Навык приема пищи

Задачи: уметь различать  и называть предметы, необходимые  для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. 

  • Гигиенические навыки

Задачи: учить различать  и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.

  • Навык опрятности

Задачи: учить накрывать  на стол перед обедом, во время еды  аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую  полость после еды; убирать и  мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправить  за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В  туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещения в конце учебной недели (пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).

  • Навык одевания и раздевания

Задачи: сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли  и т.д.). Закрепить навык одевания и обувания при участии педагога, научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.

  • Навык адекватного поведения

Задачи: учить здороваться  и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимовыручке  и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и  вежливо, уметь угостить друг друга  и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Научить пропускать друг друга в  помещениях школы, выразить вежливо  просьбу и поблагодарить за оказанную  помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении школы и на улице не сорить, не кричать.

При формировании вышеуказанных  навыков основную роль должны выполнять  дидактические игры и специальные  упражнения в повседневных режимных моментах. По мнению специалистов, занятия  по формированию культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:

— создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

— игра с куклой или другими  игрушками (обыгрывание навыка с  персонажем);

— демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании  каждого действия);

— совместные действия педагога с ребенком;

— действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

— самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).


Информация о работе Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта