Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:01, реферат
Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. В настоящее время построение системы межличностного взаимопонимания затруднено из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе.
Введение.
1. Понятие общения.
2.
3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения.
Заключение.
2. Выявление причины, т.е.
мотивов того или иного
3. Определение следствий,
к которым приводят действия,
определенные причиной. Таким образом,
устанавливаются причинно-
4. Выяснение логических
оснований, из которых следует
то, что осмысливается человеком.
Таким образом, люди понимают
математические законы, теоремы,
различного рода
5. Понимание устройства
предмета или явления и
6. Понимание речи занимает важное место во взаимодействии людей. При этом важно понимать не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, т.е. то, что не выражается дословно, но смысл которого понимается. Подтекст еще называют истинным смыслом. Зачастую его облекают в ироничную или саркастичную форму, а это еще более сужает круг людей, понимающих истинный смысл сказанного. Подтекст чаще всего применяется, чтобы скрыть свое истинное отношение.
Необходимо также рассмотреть
процессуальную сторону понимания.
Как процесс понимание можно
обозначить как поиск способа
объединения в единое целое отдельных
звеньев ситуации. Именно поэтому
процесс понимания непременно содержит
гипотезы, сравнения, пробы. В процессе
общения необходимо для начала выяснить
суть проблемы (проблемной ситуации). На
этом этапе определяют противоречия,
сравнивают различные точки зрения,
изучают информацию и ее источники.
Происходит процесс последовательного
выделения промежуточных
2.2 Понятие социальной перцептии
Как уже было установлено, в процессе
общения должно присутствовать взаимопонимание
между участниками этого
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается и традиционное описание перцептивного процесса, как он встречается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель любого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы.
Все сказанное означает, что термин
«социальная перцепция», или, в более
узком смысле слова, «межличностная
перцепция», «восприятие другого
человека» употребляется в
2.3 Эффекты в восприятии
Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.
Если, например, первое впечатление
о другом человеке в силу сложившихся
обстоятельств оказалось
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.
2.4 Межличностный процесс познания
Много внимания в исследованиях
восприятия людьми друг друга было
уделено выяснению того, каков
сам по себе процесс межличностного
познания, на что в первую очередь
обращает внимание воспринимающий, давая
оценку воспринимаемому, в какой
последовательности он «считывает»
информацию о нем. Оказалось, что
при восприятии нового для себя человека
индивид главное внимание обращает
на такие особенности его
Психологи, кроме того, пытались выяснить,
какие из состояний воспринимаемого
человека оцениваются воспринимающим
лучше и в какой
Из числа положительных
Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.
2.5 Типичные формы восприятия и понимания
Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. (12, с.126.)
Среди них выделяются следующие:
1. Аналитический. В данном
2. Эмоциональный. Здесь человеку
приписываются те или иные
качества личности на основе
эмоционального отношения к
3. Перцептивно-ассоциативный. Он
характеризуется
Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.
4. Социально-ассоциативный. В
Информация о работе Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения