Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:01, реферат

Краткое описание

Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. В настоящее время построение системы межличностного взаимопонимания затруднено из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе.

Содержание

Введение.
1. Понятие общения.
2.
3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

2. Выявление причины, т.е.  мотивов того или иного поведения,  понимание того, что именно побуждает  человека к определенной деятельности. Поэтому одним из главных моментов  в познании человека человеком  является выяснение мотивов поведения  собеседника. Именно понимание истинных мотивов помогает понять и объяснить поведение. Иногда они очевидны, иногда об истинных мотивах своих поступков не догадывается даже сам человек.

3. Определение следствий,  к которым приводят действия, определенные причиной. Таким образом,  устанавливаются причинно-следственные  связи, моделируется мысленная  модель ситуации. И от того, насколько  точно будет соответствовать  действительности выстроенная модель, настолько точны будут и прогнозы  возможных последствий. Для понимания  причинно-следственных связей в  поведении людей большое значение  имеет понимание смысла (т.е. отношение  человека к реальности) и значения (т.е. индивидуальное усвоение  исторического опыта) их поступков.

4. Выяснение логических  оснований, из которых следует  то, что осмысливается человеком.  Таким образом, люди понимают  математические законы, теоремы,  различного рода доказательства.

5. Понимание устройства  предмета или явления и существующих  связей между частями или элементами, из которого он состоит.

6. Понимание речи занимает  важное место во взаимодействии людей. При этом важно понимать не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, т.е. то, что не выражается дословно, но смысл которого понимается. Подтекст еще называют истинным смыслом. Зачастую его облекают в ироничную или саркастичную форму, а это еще более сужает круг людей, понимающих истинный смысл сказанного. Подтекст чаще всего применяется, чтобы скрыть свое истинное отношение.

Необходимо также рассмотреть  процессуальную сторону понимания. Как процесс понимание можно  обозначить как поиск способа  объединения в единое целое отдельных  звеньев ситуации. Именно поэтому  процесс понимания непременно содержит гипотезы, сравнения, пробы. В процессе общения необходимо для начала выяснить суть проблемы (проблемной ситуации). На этом этапе определяют противоречия, сравнивают различные точки зрения, изучают информацию и ее источники. Происходит процесс последовательного  выделения промежуточных составляющих и определяющих существующие между  ними связи и способы взаимодействия. На основе этого выстраиваются те или иные гипотезы и предположения. Затем правильность гипотез проверяется. Для этого используют такой психологический механизм, как сравнение, которое выступает в качестве обратной связи и приводит непосредственно к пониманию.

 

 

2.2 Понятие социальной перцептии

 

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание  между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или  как понимание целей, мотивов, установок  партнера по взаимодействию, или как  не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях  большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть  общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны  общения, необходимо уточнить употребляемые  здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как  «социальная перцепция». Это понятие  в данном случае употреблено не слишком  точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а  о межличностной перцепции, или  межличностном восприятии (или —  как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение  в том его значении, в каком  оно рассматривается здесь. Но кроме  этого, возникает необходимость  и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова  «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается и традиционное описание перцептивного процесса, как он встречается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель любого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы.

Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более  узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого  человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане  можно сказать, что восприятие другого  человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 

2.3 Эффекты в восприятии

Следующим фактом, который определенно  влияет на правильность восприятия и  понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит  в том, что первое впечатление  о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное  и достаточно устойчивое влияние  на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление  о другом человеке в силу сложившихся  обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется  положительный образ данного  человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в  сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая  согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически  связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена —  эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

 

2.4 Межличностный процесс познания

Много внимания в исследованиях  восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков  сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь  обращает внимание воспринимающий, давая  оценку воспринимаемому, в какой  последовательности он «считывает»  информацию о нем. Оказалось, что  при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого  человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения  характера воспринимаемых эмоциональных  состояний использовались отрывки  из литературных произведений. Они  выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок). (9, с.256.)

Из числа положительных эмоциональных  состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько  хуже — восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

 

2.5 Типичные формы восприятия  и понимания

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания  человека человеком. (12, с.126.)

Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае  каждый информативный элемент  внешности человека, например его  руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной  личностной черты. О психологических  особенностях человека судят  на основе предварительного разложения  его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам — для его воссоздания на полотне, врачам — с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку  приписываются те или иные  качества личности на основе  эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого  определяется рассмотренными ранее  механизмами эффекта первичности,  эффекта новизны. Такой тип  межличностного восприятия нередко  встречается у детей, особенно  у подростков, а также у лиц  женского пола, эмоционально возбудимых  лиц и у части людей с  образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он  характеризуется использованием  суждений по аналогии при восприятии  человека. Признаки его внешнего  облика и поведенческие реакции  вызывают в памяти воспринимающего  образ другого человека, внешне  чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей.

Аналогичным образом, воспринимая  и оценивая других людей, действуют  те, кому нередко приходится оценивать  другого человека как личность в  условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом  случае восприятие и оценка  осуществляются на основе сложившихся  социальных стереотипов, т.е. на  базе отнесения воспринимаемого  лица к определенному социальному  типу. В итоге воспринимаемому  человеку приписываются качества  того типа, к которому он был  отнесен. Как базовые социальные  типы могут выступить люди  разных профессий, социального  положения, мировоззрения и т.п.  Этот тип восприятия свойствен,  например, руководителям и политикам,  философам и социологам.

Информация о работе Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения