Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:01, реферат

Краткое описание

Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. В настоящее время построение системы межличностного взаимопонимания затруднено из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе.

Содержание

Введение.
1. Понятие общения.
2.
3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Идентификация, эмпатия, аттракция

Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Такие  механизмы можно объединить в  группу, вкоторую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

Термин «идентификация» буквально  означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление  его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим  им: «Побывали бы вы на моем месте!»  Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы  идентификации. Подобные выражения  есть у разных народов. Например, индейцы  выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно  семь лун проходить в его мокасинах». (2, с.45.)

Идентификация тесно связана с  другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем.

Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено  тем, что взаимные переживания, взаимопонимание  являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный  отклик позволяет нам понять состояние  другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им .в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатййные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально 'отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через  механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого  интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого  человека, основанную на возникновении  к нему положительных чувств. Палитра  этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных  чувств партнеров по общению нередко  бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной  куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо  лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения