Роль отца в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии детско-родительских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало. Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Родители и дети: в контексте науки и культуры
Культурно-исторический аспект отношений родителей
к ребенку……………………………………………………………5
Позиция отцовского и материнского отношения
к ребенку…………………………………………………………..11
Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка
Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в
воспитании детей…………………………………………………12
Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном
и полоролевом становлении ребенка……………………………14
Последствия невыраженной роли
отца в семье……………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Роль отца в воспитании детей.docx

— 77.57 Кб (Скачать файл)

Родительские  установки в отношении, например, беременности совпадают с установками  культуры. Иногда беременность считается  неприличным состоянием, о котором нельзя говорить и неприлично замечать. В некоторых культурах к беременным относятся с почтением и наделяют особым статусом. В западных культурах к беременности относятся как к обычному явлению. Существуют культуры, в которых беременность воспринимается как изменение состояния и матери, и отца. [13]

Взаимоотношения между родителями и детьми сильно детерминированы установками общества. Например, в Японии дети до трех лет спят либо с родителями, либо с бабушками или дедушками, либо с братьями или сестрами, но никогда одни. Такая ориентация детского сна способствует установлению близких, гармоничных отношений между детьми и родителями и принятию культуры, где ценятся гармоничные коллективные отношения. Американские дети почти всегда спят в отдельной комнате, что, по мнению родителей, способствует развитию независимости.

Вырастая, представители разных культур по-разному  организуют свое взаимодействие с детьми. Культура формирует отношение к детям и опосредованно — через принятое количество детей, — в маленькой семье родители уделяют гораздо больше внимания ребенку, чем в большой.

Кросскультурные данные И.С. Кона показывают, что национальная принадлежность и социально-классовое положение влияют на отношение родителей к ребенку. Во всех этнических группах родители; из более низших социально-экономических слоев склонны к большей строгости, чем представители средних слоев. Но у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от типа поведения. Существенная разница выявилась между европейским и американским стилем воспитания: американские родители более либеральны и терпимы, нежели европейцы. Но речь идет не столько о большей или меньшей строгости национального стиля, сколько о различном отношении к тем или иным поступкам, т.к. терпимость в одном часто сопровождается повышенной строгостью в другом. Такая же качественная, а не просто количественная разница обнаружилась между отцами и матерями. Родительские установки и стиль воспитания тесно связаны с наличием у данной субкультуры тех или иных мотивационных потребностей.

Люди, в  этнической культуре которых сильнее  выражена потребность в достижении, склонны больше опекать детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании, но они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими. [6]

В большинстве  культур признается решающая роль матери в выхаживании и воспитании ребенка, об этом единодушно свидетельствуют и этнографические, и исторические данные. Даже когда мать заменяется нянькой или кормилицей, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Однако в некоторых обществах, в которых очень важную роль играют традиции, отцовская роль, ассоциирующаяся с властью и статусом вождя, структурируется и символизируется детальнее, чем материнская, рождение ребенка не ритуализировано и не дает женщине особого престижа, а генеалогические и личные связи ребенка с отцом социально более значимы. [13]

Но у  многих народов существуют строгие  правила избегания, ограничивающие контакт между отцом и детьми, делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными и суровыми, исключающими проявления нежности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства атрофируются.

Соответственно, отцовство в разных культурах  зависит от факторов половых различий и жизненного цикла мужчин и женщин, культурного регулирования сексуальности, интернализации социальных норм и правил поведения, мотивов аффилиации, предприимчивости, достижения и соревнования, особенностей традиций ухода за младенцами, и даже языка и экологических условий. [6]

Патриарх  – глава рода, отец семейства, выполняющий  по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя  – характернейшая черта патриархальной культуры. Члены семьи повинуются отцу. Отцам приписываются качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты  «по-семейному».

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с 4_летнего  возраста он пользуется большим уважением  женщин. Недаром в Китае выражение  «старший брат» может служить  в качестве почтительного обращения  к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще  более отдален от детей. Он почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности. Таким образом, в традиционно восточной семье преобладает почтительность и поклонение.

Традиционная  латиноамериканская семья - доминирование  властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы Отец с презрением относится  к «возне с детьми», считая это  занятие недостойным настоящего мужчины

Отец  в патриархальной немецкой семье  проводит с детьми много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно  заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость  и дисциплину. Отец не может быть не прав, и его слово является законом. Мать также подчиняется  ему беспрекословно, в его присутствии  одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра  и ласкова с детьми.

Роль  наказания, особенно физического, значительно  выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми – от почти полного пренебрежения  ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы – в германской. Однако во всех случаях  есть одна общая черта: отец находится  на недосягаемой высоте для ребенка, отец – прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой  ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Произошло освобождение отца от всякой ответственности за содержание семьи. На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне  с мужчинами; широко использовался  и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую  формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу.

 

 

 

 

 

 

По  мере улучшения материальной стороны  жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский  труд, положение отца и матери в  отношении детей вновь стало  асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы  семьи, кормильца и защитника, и  матери как хранительницы очага  и воспитательницы детей, за это  время не были забыты. Они сохранялись  в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени  могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил  возможность общаться с детьми вне  работы: играть с малышом, возиться с дочерью – тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда  сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело. С другой стороны, именно эта функция  отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как  я», – эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна.

Страшный  удар, нанесенный патриархальной семье  в России в конце 20-х – 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих  рук; женщина была оторвана от детей  и брошена на производство. Сиротство  при живых родителях стало  массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв  война, вновь вихрь репрессий  – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья  без мужчины стала нормой. Женщина  поняла, что со всеми функциями  в семье она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее  просто не было.

История 20–40-х годов представляет широкий  спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра  – отцеубийство. На другом краю – отрикание от отцов.

В настоящее время роль мужчины  во многих семьях сведена если не к  нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с  другой – лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и  рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец –  просто «чужой среди своих».

Итак, можно заключить, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институциализации у человека, многие проблемы и кризис семьи в конце двадцатого века имеют достаточно длительную историю, и чтобы понять современные сложности отношений отца и ребенка, нужно рассматривать их не изолированно, а в широкой сравнительно-исторической и кросскультурной перспективе. [6]

 

 

 

 

 

 

1.2 Позиция отцовского и материнского  отношения к ребенку

 

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. [22]

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. [3]

А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к  отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Психологи отмечают также, что отношение к  младенцам отцов, стремящихся принять  активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем  матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь  на физическое развитие ребенка: они  подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. [1]

Тем не менее, полученные данные показывают, что не только на Западе, но и в  России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют  в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали.

Таким образом, функции отца в семье  претерпевают сравнительно быстрые  изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две  формы эмоционального отношения  к ребенку - условную отцовскую и  безусловно-принимающую материнскую  любовь.

 

 

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И РЕБЁНКА
    1. Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в воспитании детей.

 

Существует  несколько подходов к рассмотрению роли отца.

Представителями психоаналитического направления выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка до 4 лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

    • отец - воплощение силы, как объект восхищения и любви;
    • отец - объект реализации потребности в безопасности и защите;
    • отец - авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека.

Любовь  матери — безусловная любовь, принятие и теплота — обеспечивает чувство  безопасности, удовлетворяет потребность  в принятии, создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К. Хорни, Д. Вииникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье. Когда отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи.

S. Barth рассматривает отца как единственного  взрослого в жизни ребенка,  который может организовать жизнь  ребенка, дифференцировать и интегрировать  его в общество. Он подчеркивает также, что отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений. М. Кляйн, исследовавшая взаимоотношения матери и ребенка, говорит о том, что отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. [6]

Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится.

Информация о работе Роль отца в воспитании детей