Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии детско-родительских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало. Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери.
Введение……………………………………………………………………………3
Родители и дети: в контексте науки и культуры
Культурно-исторический аспект отношений родителей
к ребенку……………………………………………………………5
Позиция отцовского и материнского отношения
к ребенку…………………………………………………………..11
Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка
Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в
воспитании детей…………………………………………………12
Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном
и полоролевом становлении ребенка……………………………14
Последствия невыраженной роли
отца в семье……………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………..25
Исследователи семейной психологии рассматривают семью как систему, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Зная вклад каждого члена семьи в систему, можно сказать, что семья как система будет нестабильна или неустойчива при отсутствии любого из компонентов.
Итак, можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца:
Таким образом, роль отца является одной из важнейших как для нового поколения, так и для развития личности самого отца и многогранных социальных ролей, имеет глубокие исторические корни, но, несмотря на важность и длительную историю, достаточно мало изучена. Социальные предписания по ее выполнению и представления о ее сущности представлены в социальных стереотипах, однако они зачастую противоречивы. [6]
2.2 Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как:
Можно выделить следующее:
Также следует учитывать, что для ребёнка родители являются:
Так
вот, несмотря на то, что в любом
возрасте во взаимоотношениях родителей
с ребенком должны присутствовать все
эти четыре функции, "удельный вес"
их в разные возрастные периоды неодинаков.
В младенчестве и начале детства
"лидирует" первая функция, в раннем
и позднем детстве - вторая, в младшем
школьном возрасте - третья, а вот
с наступлением пубертатного периода
все больший вес приобретает
четвертая. Из этого следует необходимость
перестройки характера
Впервые об отцовстве и отцовском влиянии на развитие личности ребенка заговорили в начале XX в. в рамках исследований, проводимых на базе психоаналитической школы.
3.
Фрейд акцентировал внимание
на роли отца в становлении
полоролевой идентичности и на
том, как преодоление Эдипова
комплекса (или комплекса
Э. Фромм полагает, что младенец в момент рождения испытывает страх смерти, однако он несколько предохранен от чувства тревоги, связанной с отделением от матери самим кризисным процессом рождения. Новорожденный воспринимает пока только положительное действие тепла и пищи, не отличая их от источника - матери. Мать - это тепло, пища, состояние удовлетворения и безопасности. Внешняя реальность, люди и вещи пока имеют значение лишь в той степени, в какой они удовлетворяют или фрустрируют физиологические потребности.
Ребенок растет, развивается и постепенно приобретает способность воспринимать вещи как они есть. Он учится общаться с людьми, вступая в отношения с ними. Со временем связь с матерью несколько утрачивает свое жизненно необходимое значение, и вместо этого все более важными становятся взаимоотношения с отцом.
Связь с отцом совершенно иная. Отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским.
Таким образом, по мнению психоаналитиков, функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился. [6]
Для семьи в целом и для обоих родителей как личностей рождение ребенка является вехой в развитии и представляет собой стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее тревожно-депрессивных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.[12]
Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.[1]
По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. Обследование проведенное G.S. Весkег, показало, что дети, отцы которых вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год. [6]
S. Barth полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие. Это важно, т.к. именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.
Главными факторами, влияющими на усвоение моральных норм, являются:
По мнению Хоффмана, именно идентификация является наиболее важным фактором, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. То, что любовь отца условна, по мнению S. Barth является важнейшим фактором морального развития ребенка. К похожему выводу пришла О.Б. Чиркова, которая в своем исследовании обнаружила, что отец играет более важную роль в формировании у ребенка ответственности. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению.
Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значения духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.[7]
О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой идентичности, говорил еще 3. Фрейд. По мнению S. Barth, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются:
Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейную жизнь или ориентацию на карьеру.[6]
Доказано и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. Ученые выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, - отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми.
Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных отцов» менее тревожны во внесемейных ситуациях; лучше справляются с фрустрацией; с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми; более социабельны; их самоуважение и уровень притязаний выше.
Е.П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане.
Исследования
привязанности родителей и
Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных отцов», оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных отцов». Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста. [1]
В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка:
Традиционный отец — отец как
воплощение силы, авторитета и
социальной
компетенции. Важнейшей задачей такого
отца является
содержание и защита матери и ребенка.
Таким образом, он отдален от
ребенка
и взаимодействует с ним только тогда,
когда возникают разногласия и мать
не в состоянии их разрешить; его слово
— закон, его поведение обсуждению не подлежит, ему
свойственен авторитарный стиль воспитания,
эмоциональной близости с ребенком нет,
т.к. поддерживается авторитет и власть.
Отец-партнер — это отец как образец,
помощник и партнер по
играм.
Такой мужчина полагает, что для гармоничного
развития ребенка необходимо участие
обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение
ролей, в том смысле, что отец, кроме своей
работы, уделяет внимание проблемам ребенка.
Таким образом, отец играет значительную роль в воспитании
и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную
роль в семье.
Новый отец — «ответственное отцовство», что характеризует намечающуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца. В рамках данной концепции утверждалось что и на мужчину и на женщину родительство оказывает равное влияние, что ребенок также важен для отца, как и для матери, однако при этом подчеркивается, что мужчина и женщина по-разному взаимодействуют с ребенком (например, разные стили общения), но отец может и должен заниматься ребенком наравне с матерью.