Роль ощущений в жизнедеятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:10, доклад

Краткое описание

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 27.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Сообщение на тему :

« Роль ощущений в жизнедеятельности человека ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка : Власенко Мария

203 группа

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение –  всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Ощущение составляет ту исходную область  сферы психических познавательных процессов, которая располагается  у границы, резко разделяющей  психические и допсихические явления.Психические познавательные процессы - динамически изменяющиеся психические явления, в своей совокупности обеспечивающие познание как процесс и как результат.

Термин “ощущение” психологи традиционно  использовали для обозначения элементарного  перцептивного образа и механизма  его построения. Об ощущении в психологии говорят в тех случаях, когда  человек отдает себе отчет в том, что на его органы чувств поступил какой-то сигнал. Любое изменение  в среде, которое доступно для  зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение – это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.

В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием  значительно меньше, а иногда его  фактически нет. Если на вкус мы не можем  определить продукт (сахар, мед)  значит речь идет только об ощущениях. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентируются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как “построить” образ боли может только человек с очень богатым воображением.

Роль ощущений в жизнедеятельности  человека чрезвычайно велика, так  как они являются источником наших  знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и  температуре, размерах и о многом другом мы  узнаем  благодаря  органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В  результате возникает адекватное отражение  окружающего мира и состояния  самого организма. На этой основе формируются  нервные импульсы, поступающие к  исполнительным органам, ответственным  за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку  самих органов чувств и т.п.

Вся эта чрезвычайно сложная  работа, состоящая из многих тысяч  операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко,  непрерывно.

Органы чувств - это единственные каналы,  по  которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не  можем...”  Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.

Известный русский врач С.П. Боткин (1832—1889) описал редкий в истории  медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку необходимо все время  получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком  смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

В этом отношении показательны результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной  информации. Эти исследования связаны  с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда  испытуемых помещали в специальные  камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах  – цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), через несколько  часов испытуемые приходили в  состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент.

В литературе описывается эксперимент, проведенный в 1956 году в университете Мак-Гилла группой психологов. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от всех внешних раздражителей. Все, что требовалось от испытуемых - лежать на кровати. Руки испытуемого помещались в длинные картонные трубы (чтобы было как можно меньше осязательных стимулов). Благодаря использованию специальных очков их глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители “маскировались” шумом непрерывно работающих кондиционера и вентилятора.

Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное  время должны были оставаться максимально  неподвижными.

Ученых поразил тот факт, что  большинство испытуемых оказались  неспособными выдержать такие условия  больше 2-3 дней. Что же происходило  с ними за это время? Сначала большинство  из испытуемых старались сконцентрироваться на личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум “уходит” от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем  наступил период, когда они вообще потеряли способность мыслить. Чтобы  избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались  слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали возможность их слушать еще и  еще.

Более 80% испытуемых утверждали, что  они были жертвами зрительных галлюцинаций: стены ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, предметы становились  такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Многие испытуемые после  этого эксперимента в течение  долгого времени не могли делать простые умозаключения и решать легкие математические задачи, а у  многих наблюдались расстройства памяти.

Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий  отдельных участков поверхности  тела показали, что в последнем  случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию  монохроматического света, также появлялись зрительные галлюцинации.

Эти и многие другие факты свидетельствуют  о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления  об окружающем мире в виде ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция психологических  представлений об ощущении.

Рассмотрим вопрос определения  сущности и особенностей ощущения в  ретроспективе исторического развития психологического познания. Методология  решения данной проблемы в основном сводилась к ответу на несколько  вопросов:

1. С помощью каких механизмов физические движения внешнего мира трансформируются во внутренние физические движения в органах чувств, нервах и мозге?

2. Как физическое движение в  органах чувств, нервах и мозге  производят ощущение в том,  что Галилей назвал “живым  и чувствующим телом”?

3. Какую информацию получает  человек с помощью зрения, слуха  и других органов чувств, какие  сенсорные сигналы необходимы  ему, чтобы получать эти ощущения?

Так, античная мысль выработала два  принципа, лежащие в основе и современных  представлений о природе чувственного образа, - принцип причинного воздействия  внешнего стимула на воспринимающий орган и принцип зависимости  сенсорного эффекта от устройства этого  органа.

Демокрит, например, исходил из гипотезы об “истечениях”, о возникновении ощущений в результате проникновения в органы чувств материальных частиц, испускаемых внешними телами. Атомам – неделимым мельчайшим частицам, проносящимся по вечным и неизменным законам, совершенно чужды такие качества, как цвет и тепло, вкус и запах. Чувственные качества считались присущими не сфере реальных предметов, а сфере взаимодействия этих предметов с органами ощущений.

Среди самих чувственных продуктов  Демокрит выделял две категории:

1) цвета, звуки, запахи, которые,  возникая под воздействием определенных  свойств мира атомов, ничего в  нем не копируют;

2) целостные образы вещей (“эйдола”), в отличие от цветов воспроизводящие структуру объектов, от которых они отделяются. Учение Демокрита об ощущениях как эффектах атомных воздействий было первой причинной концепцией возникновения отдельных сенсорных качеств.

Если концепция Демокрита исходила из принципа “подобное познается подобным”, то основоположники теорий считали, что сладкое, горькое и другие чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Всякое ощущение сопряжено со страданием, - учил Анаксагор. Одного контакта внешнего объекта с органом недостаточно для того, чтобы возникло чувственное впечатление. Необходимо противодействие органа, наличие в нем контрастных элементов.

Аристотель разрешил антиномию  подобного – противоположного с  новых общебиологических позиций. По его мнению, уже у истоков  жизни, где течение неорганических процессов начинает подчиняться  законам живого, сначала противоположное  действует на противоположное (например, пока пища не переварена), но затем (когда  пища переварена) “подобное питается подобным”. Ощущаемая способность  трактуется им как уподобление органа чувств внешнему объекту. Ощущающая  способность воспринимает форму  предмета “без его материи, подобно  тому, как воск принимает оттиск печати без железа и без золота”. Первичен предмет, вторично его ощущение, сравниваемое с оттиском, отпечатком. Но этот отпечаток возникает только благодаря деятельности “сенсорной” (“животной”) души. Деятельность, агентом  которой является организм, превращает физическое воздействие в чувственный  образ.

Таким образом, Аристотель помимо проникновения  в орган истечений от предмета, признавал также необходимым  для возникновения сенсорного эффекта  и процесс, исходящий от самого организма.

На более высокую ступень  учение об ощущениях было поднято  в арабоязычной науке Ибн аль-Хайсамом. Так, по его мнению, за основу зрительного восприятия следует принимать построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. То, что в дальнейшем стали называть проекцией этого образа, т.е. его отнесенностью к внешнему объекту, Ибн аль-Хайсам считал результатом дополнительной умственной деятельности  более высокого порядка.

В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к  этому эффекту работу ума, благодаря  которой устанавливается сходство и различие видимых объектов. Причем такая работа происходит бессознательно. Он явился, тем самым, предшественником учения об участии “бессознательных умозаключений” (Гельмгольц) в процессе непосредственного зрительного восприятия. Таким образом разделялись: непосредственный эффект воздействия световых лучей на глаз и дополнительные психические процессы, благодаря которым возникает зрительное восприятие формы предмета, его объема и т.д.

До XIX века изучение сенсорных явлений, среди которых ведущее место  занимала зрительная перцепция, велось преимущественно математиками и  физиками, установившими, исходя из законов  оптики, ряд физических показателей  в деятельности глаза, и открывшими некоторые важные для будущей  физиологии зрительных ощущений и восприятий феномены (аккомодацию, смешение цветов и др.). В течение долгого времени нервная деятельность мыслилась по образцу механического движения (Р.Декарт). Ее носителем считались мельчайшие тельца, обозначающиеся терминами “животные духи”, “нервные флюиды” и т.п. По механическому образцу представлялась и познавательная деятельность.

С развитием естествознания зарождались  новые представления о свойствах  нервной системы. Окончательно было сокрушено представление о том, что процесс чувственного познания состоит в передаче по нервам нетелесных копий объекта.

В первые десятилетия девятнадцатого века идет интенсивное изучение функций  глаза как физиологической системы. Значительное место уделяется субъективным зрительным феноменам, многие из которых  давно были известны под названием  “обманы зрения”, “случайные цвета” и т.п. Так, Мюллер добивается физиологического объяснения иллюзий ценой отрицания  различий между ощущениями, правильно  отражающими внешний мир, и чисто  субъективными сенсорными продуктами. И те, и другие он  трактует как результат актуализации заложенной в органе чувств “специфической энергии”. Тем самым реальность превращалась в мираж, созданный нервно-психической организацией. По Мюллеру, чувственное качество имманентно присуще органу, а ощущения определяются исключительно свойствами нервной ткани. Принцип специфической энергии органов чувств – представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден.

Другой ученый - Ч. Белл, изучая закономерности построения образа на сетчатке глаза, выдвигает предположение, что деятельность сознания, вмешиваясь в оптические законы, производит переворачивание  образа, возвращая его в положение, соответствующее реальным пространственным отношениям. Таким образом, он настаивал  на вкладе мышечной работы в построение сенсорного образа. Согласно Ч.Беллу, мышечная чувствительность (а следовательно и двигательная активность) является непременным участником приобретения сенсорной информации.

Информация о работе Роль ощущений в жизнедеятельности человека