Роль семьи в становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

И рано или поздно у каждого будет своя семья. Что нас ждет в будущем, с какими проблемами мы столкнемся и как их избежать попробуем разобраться. На сегодняшний день существует много литературы по семейным отношениям, но наиболее подробно, на мой взгляд, об этих проблемах описано в учебнике «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под редакцией Е.Г. Силяевой. Там рассматривается динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов и т.п.
Цель и задачи этой работы понять все тонкости семейных отношений, узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод, для того что бы наша семья влияла на нас самым лучшим способом для нас и нашей семьи, ведь личность дело тонкое.

Содержание

Введение.

Понятие о личности
Этапы формирования личности
Влияние семьи на становление личности
Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения
Влияние неполной семьи на становление личности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 62.82 Кб (Скачать файл)

Роль семьи в становлении  личности

Введение.

 

  1. Понятие о личности
  2. Этапы формирования личности
  3. Влияние семьи на становление личности
  4. Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения
  5. Влияние неполной семьи на становление личности

Заключение

 Список использованной литературы

Введение

И рано или поздно у каждого будет  своя семья. Что нас ждет в будущем, с какими проблемами мы столкнемся и как их избежать попробуем разобраться. На сегодняшний день существует много  литературы по семейным отношениям, но наиболее подробно, на мой взгляд, об этих проблемах описано в учебнике «Психология семейных отношений  с основами семейного консультирования»  под редакцией Е.Г. Силяевой. Там рассматривается динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов и т.п.

Цель и задачи этой работы понять все тонкости семейных отношений, узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод, для того что  бы наша семья влияла на нас самым  лучшим способом для нас и нашей  семьи, ведь личность дело тонкое.

1.Понятие о личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и  каждое определение личности заслуживает  того, чтобы учесть его в поисках  глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных  качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы. Современная  психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:

Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими  изическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание физических и психических  особенностей, их сочетаний, форм, степени  выраженности, отличающее данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем психическим процессам четкий избирательный характер.

Особенности личности проявляются  и в том, как она отражает окружающее. На протекание психических процессов  и возникновение психических  свойств и состояний личности отчетливо влияют темпераментные особенности  личности, или ее типологические особенности  высшей нервной деятельности. Они  проявляются в поведении, образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-волевых  процессов. Типологические особенности  высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя  своеобразный внутренний облик, или  характер человека.

Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает  окружающую жизнь и оценивает  происходящие вокруг события, он знает  и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций  общественно признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.

2. Этапы формирования  личности.

С мыслью о том, что личностью  человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы  формирования личности значительно  расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической  природы человека к жизни в  обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с  его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей.

Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление  “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого  эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в  своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление  личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов(кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.

І. Этап младенчество (от рождения до 2-3х лет).

Младенчество для ребенка —  период открытий в сфере восприятия и действия.

Каждый день приносит с собой  новые знания о людях, предметах  и событиях, составляющих окружение  младенца. Это — один из важнейших  периодов развития человека, так как  он сильно развивается как физически, так и психически.

Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти  в два раза, а рост — на 10 и  более см.

С самого рождения дети включаются в  процесс общения. Очень скоро  они научаются сообщать родителям  о своих основных потребностях. В  возрасте около года большинство  детей большинство детей произносят свое первое слово. Огромную роль здесь  играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция  взрослых на его попытки заговорить.

В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано  со спецификой понятий ребенка и  пониманием слов, которые они употребляют  для их выражения.

В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений между  ребенком и заботящимися о нем  взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12ти месячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в  незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной  реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В течение первого года жизни  у ребенка формируется чувство  привязанности. Наиболее сильная привязанность  возникает у ребенка, чьи родители доброжелательны и внимательны  к нему, всегда стараются удовлетворить  его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление его  самосознания.

Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать  требованиям, предъявляемым взрослыми  людьми. Далее у детей формируется  чувство гордости, стыда, уровень  притязаний.

Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в  самостоятельности. Свое право на независимое  поведение дети начинают активно  отстаивать после инициативного  заявления “я-сам”, когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.

Свои возможности и собственные  качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка  к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку. В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным и т.п. При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успеха.

По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка  можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным  видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление воли.

ІІ. Этап раннее детство (от 2х до 5ти лет).

 

Дошкольники фокусируют свое внимание на состоянии вещей в настоящий  момент, не сознавая, что предметы и  явления могут претерпевать трансформации. В продолжение всего дошкольного  возраста дети быстро пополняют свой словарный запас, иногда выучивая в  день по 2-3 слова, начинают пользоваться все более сложными грамматическими  конструкциями и все чаще относиться к речи как к средству налаживания  социальных связей.

Существует множество методов, с помощью которых родители облегчают  детям задачу овладения языком. Когда  родители разговаривают со своими детьми, они демонстрируют им, как нужно  выражать свои мысли и обмениваться идеями c другими людьми. Они знакомят ребенка с символами и учат его тому, как переводить сложный  мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими  конструкциями, которые он использует для создания собственных средств  выражения. С помощью языка дети узнают, кто они такие и как  они должны себя держать с другими  людьми. Дети не просто произносят слова  или фразы. Они ведут разговоры  — со взрослыми людьми, с другими детьми и даже сами с собой. Дети часто прерывают свою речь, чтобы посмотреть, слушает ли их другой человек и понимает ли он их. Все это — обычные действия по налаживанию коммуникации.

Дети должны научиться управлять  разговором, чтобы устранить разногласия  с собеседником, избежать конфликта  и преодолеть смущение. Управлять  в данном случае означает употреблять  слова вежливости, такие как “спасибо”, “пожалуйста”; проявлять внимание; выбирать правильную форму обращения, верные выражения и подходящую тему беседы; а также учитывать статус другого человека. В течение дошкольного  периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место  принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них  ждут члены их семьи и соседи, а именно — что значит вести  себя хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Они научаются справляться со своими чувствами, социально одобряемыми  способами; усваивают нормы, правила  и культурные смыслы своего общества и развивают свою Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей жизни.

ІІІ. Этап среднее детство (от 6ти до 12ти лет).

Среднее детство — время, когда  дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более  независимыми.

Поскольку значительную часть времени  дети проводят в школе, в программах начальных классов учитывается  и потребность детей в движении.

Вообще поступление ребенка  в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий  для личностного роста человека.

Трудолюбие возникает как следствие  неоднократно повторяющихся успехов  при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений  за это, особенно тогда, когда он проявил  настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание  самостоятельности и зависимости  было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу  происходят и изменения в его  взаимоотношениях с окружающими  людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается  время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее  начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и  углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства  детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные  способности к различным видам  деятельности.

Особое значение для развития в  этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации  достижения в учебной, игровой, трудовой деятельности детей.

К концу младшего школьного возраста, к ІІІ-ІV классам школы, повышенное значение для детей приобретают  отношения со сверстниками, и здесь  открываются дополнительные возможности  для активного использования  этих отношений в учебно-воспитательных целях.

ІV. Этап подростковый период (от 12ти до 20ти лет).

Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью. Часто бывает трудным  определить четкие границы этого  периода. Конечно, наиболее надежным показателем  наступления взрослости является эмоциональная  зрелость, а не такие критерии, как  половое созревание, завершение образования, вступление в брак или появление  детей.

Информация о работе Роль семьи в становлении личности