Роль семьи в становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

И рано или поздно у каждого будет своя семья. Что нас ждет в будущем, с какими проблемами мы столкнемся и как их избежать попробуем разобраться. На сегодняшний день существует много литературы по семейным отношениям, но наиболее подробно, на мой взгляд, об этих проблемах описано в учебнике «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под редакцией Е.Г. Силяевой. Там рассматривается динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов и т.п.
Цель и задачи этой работы понять все тонкости семейных отношений, узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод, для того что бы наша семья влияла на нас самым лучшим способом для нас и нашей семьи, ведь личность дело тонкое.

Содержание

Введение.

Понятие о личности
Этапы формирования личности
Влияние семьи на становление личности
Система взаимоотношений в семье и стили родительского поведения
Влияние неполной семьи на становление личности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 62.82 Кб (Скачать файл)

После создания семьи начинается процесс  взаимного приспособления друг к  другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы, проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности, возникающие в семейной жизни, очень  часто становятся причиной кризиса  брака, и в некоторых случаях  желательна помощь психолога, но в большинстве  случаев молодые люди справляются  сами.

Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее  о вступлении семьи в новый  период развития. Это очередное испытание  для супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца; вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует  подготовки.

В данном случае такой подготовкой  является беременность. Будущие родители постепенно в мыслях и воображении  подготавливаются к перемене, которая  должна произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов начинают формироваться установки  на будущего ребенка. Здесь имеют  значение такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем может отразиться на воспитании.

Роли родителей всеобъемлющи и  многогранны. Родители несут ответственность  за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость  обеспечения ему условий для  развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме  заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личности ребенка  связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье  каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.

Разногласия в воспитательных методах  и межличностных отношениях родителей  не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме  того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие  ребенку люди лица, являющиеся его  опорой, находятся в ссоре, да к  тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может  чувствовать себя уверенно и в  безопасности. А отсюда и детская  тревога, страхи и даже невротические  симптомы. Для ребенка очень важны  взаимоотношения между членами  семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся  к нему.

 

Характер эмоционального отношения  родителей к ребенку можно  назвать родительской позицией. Это  один из важнейших факторов, формирующих  личность ребенка. Существует несколько  вариаций этого фактора, от доминирования  до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень  важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам  родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или  менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка  к будущей самостоятельной жизни  в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы  поведения, традиции, культуру своего общества.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять  своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется  мир ценностей.

В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным  примером оказывают ребенку большую  помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя  проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для  него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или  мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ  дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя  наказания и запреты. Если все  же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного  эффекта наказания по возможности  должны следовать непосредственно  за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать  у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие  формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит  от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами  взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в  семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним  завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто  обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой  ребенок чувствует, что не соответствует  желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень  мягкая.

Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают  проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у  своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко  дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и  уровень притязаний ребенка —  то, на что он претендует в своей  деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в  случае неудачи могут получить тяжелую  психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких целей и постоянно  сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в  семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и  результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять  требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но  даже если сопротивление оказывается  сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома.

Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.

Существует также противоположное  понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля.

Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными  людьми, которые не в состоянии  никого уважать, сами не заслуживают  уважения, но при этом по-прежнему требуют  выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два  мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего  в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей  как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений  в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для  кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный  ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это  нередко вызывает непродуманную  отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка  своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что  самое страшное, — ломает растущего  человека, делая его неискренним  приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание  родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих  детей. Они требуют от подростка  беспрекословного подчинения и не считают  нужным объяснять ему причины  своих указаний и запретов.

Они жестко контролируют все сферы  жизни подростка, причем делают это  не всегда корректно. Дети в таких  семьях обычно замыкаются, их общение  с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются  к стилю семейных отношений и  становятся неуверенными в себе, менее  самостоятельными.

 

Демократичный стиль семейных отношений  является самым оптимальным для  воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка  и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право  быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.

Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком  раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих  детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких  семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих  родителей, у них почти нет  ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать.

Конфликты чаще всего возникают  при отношении родителей к  подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до вопроса  о часе, до которого ему позволительно  находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

5. Влияние неполной семьи на становление личности.

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе  других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме  того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей  к алкоголю и злоупотреблению  им.

Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “.У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

Информация о работе Роль семьи в становлении личности