Роль сновидения в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 19:22, реферат

Краткое описание

Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом. К обстоятельному изучению сновидений обращались многие великие учёные с мировым именем. Среди них, в первую очередь, конечно, следует упомянуть З. Фрейда и К. Юнга. Что же касается непосредственно этих имён, то есть все основания утверждать обратное: эти исследователи стали крупными великими учёными как раз вследствие того, что одними из первых проявили серьёзный научный интерес к данной теме.

Содержание

Введение
1. Общие понятия сна и сновидений
1.1 Изучение сна
2. Анализ теории сновидений З. Фрейда

3. Теория сновидений К.Г. Юнга

4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СНОВЕДЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИВИДА
4.1 Физиологические значение сновидений

4.2 Психические значение сновидений

Вложенные файлы: 1 файл

сны.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

Путешествуя по ночному миру, мы входим в эти стадии и выходим из них, так что можно насчитать от четырех до шести повторяющихся  циклов в зависимости от того, сколько  времени длится сон. Каждый цикл продолжается около девяноста минут и состоит  из фазы НБДГ и следующей за ней  фазы БДГ.

Сон часто начинается с подергивания. Это внезапное судорожное движение, которое происходит на первой стадии НБДГ, называют миоклонной судорогой [1; 203]. Она вызвана резкой вспышкой электрической активности мозга.

Миоклонная судорога подобна миниатюрной версии эпилептического приступа, но это - вполне нормальная часть мира сна. В большинстве случаев мы ее не осознаем, и наше тело снова релаксирует, когда мы продолжаем путешествовать в ночи.

Существует несколько стадий сна.

Медленный сон

При засыпании альфа-ритмы - мозговые волны, характерные для взрослого, находящегося в бодром состоянии с закрытыми глазами, - плавно сменяются медленными волнами. По мере углубления сна постепенно замедляется частота мозговых волн и увеличивается их амплитуда. Достижение глубокого сна занимает 30-45 минут, после чего процесс оборачивается вспять, занимая 30-45 минут для возвращения в стадию лёгкого сна. В течение этой фазы постуральные мышцы сохраняют тонус, а скорость сердцебиения и дыхания замедляется незначительно.

Быстрый сон

Во время этой фазы сна электроэнцефалограмма (ЭЭГ) показывает график (паттерн) мозговых волн, сходный с состоянием бодрствования. В течение этой фазы глаза под  закрытыми веками быстро перемещаются.

Постуральные мышцы полностью теряют тонус, но мышцы конечностей и лица дёргаются в такт движениям глаз. Дыхание, сердцебиение и кровяное давление подвержены нерегулярным изменениям. Во время быстрого сна у мужчин возникает эрекция, даже у тех, кто не может достичь эрекции в нормальных условиях вследствие нервного расстройства. Если человека разбудить в этой стадии, он говорит о том, что видел сон.

В течение 7-8 часового ночного сна  мозг проходит циклы глубокого сна, длящиеся в среднем от 30 до 90 минут, за которыми следуют 10-15 минутные эпизоды  быстрого сна. К концу ночи, если человека не тревожить, продолжительность  медленного сна уменьшается, а количество эпизодов быстрого сна увеличивается.

Часть мозга, управляющая сном, называется ретикулярной формацией центрального ядра мозгового ствола [2;27]. Нейроны в этой части головного мозга образуют сети соединений по всей центральной нервной системе. В этой части мозга доминируют три типа нейронов. Они выделяют нейротрасмиттеры норадренолин, допамин и серотонин. Считается, что серотонин способен производить в мозгу изменения, вызывающие сон. Другие вызывающие сон вещества обнаружены в крови, моче, цереброспинальной жидкости и мозговой ткани. К ним относятся DSIP, пептид, вызывающий дельта-волновой сон, и «вещество S», которое может вызывать медленный сон. Взаимодействие между этими веществами ещё не понятно.

 

                 2.Анализ теории сновидений З. Фрейда

 
В работе «Толкование сновидений»  Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и  достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения  неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела».

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность  сна.

Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют необработанный материал сна, как то: физические раздражители, дневные переживания, разного рода мечты, с тем чтобы все это было воспроизведено в реальном сновидении.

Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это  явно и не раскрывается в контексте  сновидения.

Почти каждое сновидение может  быть понято как осуществленное желание.

Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям  бессознательного.

В 1932 году Фрейд написал  ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в которых он пересматривает теорию сновидений. Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов, что и определило его взгляды.

Сновидение является краткой  выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями  всего их множества. Ассоциации к  сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются  их намеками».

Столкнувшись с проблемой  аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно  приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает.

При всем этом констатирует, что с помощью его метода можно  толковать не все сновидения, «но  столь многие, что это убеждает в пригодности метода».

Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая  проживала далеко от него, за сутки  до того, как пришла телеграмма с  сообщением об этом событии.

Фрейд «собрал целый ряд  таких пророчеств и из всех них  вынес впечатление, что предсказатель  выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайные желания, так что справедливо  было бы проанализировать такие пророчества, как если бы они являлись субъективными  продуктами, фантазиями или сновидениями этих лиц». Конечно не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика вероятность действительной передачи мыслей».

Фрейд считает, что объективное  отношение к возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образа мышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица возбуждает тождественный психический акт у другого лица». Фрейд предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы несомненной.

Фрейд предполагает, что  телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, может являться довольно распространенным феноменом, в том числе и в  душевной жизни ребенка.

 

                        3. Теория сновидений К.Г. Юнга

 

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям  как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и  внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме  и содержанию сновидения, Юнг, пытался  раскрыть значение символов сна и  при этом постепенно отходил от свойственного  психоанализу доверия к свободным  ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может  быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с  учетом аттитюдов, опыта и биографии  сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может  знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической  ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного.

Джереми Тейлор, признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов:

Все сны служат здоровью и целостности.

Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже  знает.

Только сновидец может  с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

Не бывает сна только с  одним значением.

Все сны говорят на универсальном  языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное  понимание сна, является его понимание  как акта извлечения опыта из материала  сна и принятия этого материала  всерьез. Сны следует рассматривать  не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции

В неспособности интегрировать  сознание и бессознательное, которые  комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента».

Утраченная гармония между  сознанием и бессознательным  может быть восстановлена с помощью  сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс  развития внутри личности. Отдельные  акты компенсации превращаются в  подобие плана, ведущего к одной  общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения  в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо  без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности  и примитивных народов, а также  религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или  как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и  ограничен влиянием одного дня. Такие  сны легко забываются, так как  отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях  можно выделить структуру, сходную  со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или  перипетии, решение или результат.

 «Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность». Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор, которые точно соответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми».

Юнг обнаружил, что «ощущение  уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора». Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением». Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение»3. Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д.Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей  пациентке, которая накануне увидела  во сне золотого скарабея, и он потом  влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история  «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые  наблюдались» не только им, «но и  многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все  случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится  к категории ясновидения, телепатии и т.д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического  состояния наблюдателя с происходящим  в момент этого состояния, объективным,  внешним событием, которое соответствует  психическому состоянию или его  содержимому (например, скарабей), в  котором не прослеживается причинная  связь между психическим состоянием  и внешним событием, и в котором,  учитывая психическую относительность  времени и пространства, такой  связи не может и быть.

2) Совпадение психического  состояния с соответствующим  (происходящим более-менее в то  же время) внешним событием, имеющим  место за пределами восприятия  наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно  только впоследствии (например, стокгольмский  пожар).

3) Совпадение психического  состояния с соответствующим,  но еще не существующим будущим  событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать

 

4. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СНОВЕДЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИВИДА

 

4.1 Физиологические значение сновидений

 

Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов  человеческого сознания не имеет  столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента  возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и  потусторонним миром. И не удивительно, сновидения часто бывают очень яркими, порою ярче, чем обыденная реальность. Но уже Аристотель подходил к трактовке  снов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений роль ощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу снов стала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являются продолжением состояния бодрствования. В 20 в. изучение сновидений стало концентрироваться на двух аспектах: физиологический процесс возникновения снов и их содержание. Исследователи выявили физиологические признаки, подтверждающие то, что человек видит сон. Основной период видения снов, характеризуемый сочетанием быстрого движения глаз (БДГ), появления мозговых волн, аналогичных тем, которые наблюдаются в состоянии бодрствования, и возросшей физиологической активности, носит, как было сказано выше, название "быстрого" сна, или сна со сновидениями. Испытуемые, разбуженные не в период "быстрого" сна, реже сообщали о наличии сновидений и испытывали большие трудности при их вспоминании.

Информация о работе Роль сновидения в жизни человека