Самооцнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Самооценка является важнейшим компонентом личности ребенка. Регулируя процесс построения взаимодействия ребенка с окружающим миром, самооценка позволяет ему правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет ребенку органично включиться в процесс социального взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

06 11 11 Курсовая р-та ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТАХ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


40

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра специальной, социальной педагогики и психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по общей психологии

 

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТАХ

 

 

Выполнила:

студентка ОЗО 351 группы

ЯРЧЕВСКАЯ

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА.

 

Научный руководитель:

Канд. психол. наук, доцент

А.В. Андриенко

 

 

 

 

Армавир 2011


ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТАХ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение              3

 

Глава I. Теоретические аспекты понятия детской самооценки              6

1.1. Самооценка как компонент общей структуры самосознания

ребенка              6

1.2. Теоретико-методологические основы исследования самооценки              12

 

Глава II. Возрастные этапы формирования самооценки у детей              19

2.1. Факторы формирования детской самооценки в дошкольном

возрасте              19

2.2. Особенности формирования самооценки в школьном возрасте              25

 

Заключение              36

Список использованной литературы              39

Приложение              40

 

 


Введение

 

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В этот период очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств, в том числе и самооценки.

Самооценка является важнейшим компонентом личности ребенка. Регулируя процесс построения взаимодействия ребенка с окружающим миром, самооценка позволяет ему правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет ребенку органично включиться в процесс социального взаимодействия.

Вместе с тем, самооценка является достаточно неустойчивым личностным образованием, подверженным различным экзогенным и эндогенным воздействиям. Особенно она уязвима в критические периоды жизни человека, когда происходит трансформация жизненно важных для него структур, когда происходит ломка привычной картины мира, перестраиваются стандарты и ценности. Такие изменения происходят и в дошкольном, и школьном, в т.ч. и в подростковом возрасте. И именно в подростковом возрасте чаще всего отмечаются проблемы с самооценкой личности.

Актуальность исследования проблемы формирования адекватной самооценки в детских возрастах обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, в период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений особенно важно заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки;

во-вторых, неадекватность самооценки в детском возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, в результате чего задержится или не реализуется процесс его идентификации с окружающими людьми. Последствия нерешения задач детского возраста отражаются на всех уровнях организации человека в дальнейшей его жизнедеятельности;

в-третьих, понятие адекватной детской самооценки требует дальнейшего углубления, корректировки и осмысления с оглядкой на изменяющееся общество и поступательное развитие психолого-педагогической науки.

Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что проблемы формирования адекватной детской самооценки находятся в центре внимания ученых. Особое внимание этой проблематике было уделено такими учеными, как: Реан А.А., Волков Б.С., Мухина В.С., Семенюк Л.М. и др.

Объект работы - самооценка как основной компонент самосознания ребенка.

Предмет исследования - формирование адекватной самооценки в детских возрастах.

Цель данной работы: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в детских возрастах.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

- раскрыть понятие самооценки как компонента общей структуры самосознания ребенка;

- дать краткую характеристику теоретико-методологических основ изучения детской самооценки;

- рассмотреть особенности формирования самооценки у детей в каждом возрастном этапе.

Методологическую основу работы составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблему формирования детской самооценки в каждом возрастном периоде, особенностей формирования адекватной самооценки и проблем, возникающих при заниженной самооценке.

Апробация материалов данной работы в детском дошкольном учреждении позволит с учетом возрастных особенностей формирования самооценки ребенка выработать индивидуальный подход в воспитании и формировании личности каждого ребенка.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел: «Теоретические аспекты понятия детской самооценки», второй раздел: «Возрастные этапы формирования самооценки у детей»), заключение, список использованных источников, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава I. Теоретические аспекты понятия детской самооценки

1.1. Самооценка как компонент общей структуры самосознания ребенка

 

В последние годы в нашем обществе активно изменяется стиль детско-родительских отношений, что ведет к изменению качества семейного воспитания. А ведь именно в семье ребенок получает основные знания об окружающем мире, об отношениях с окружающими и о самом себе. Безусловным является тот факт, что детская самооценка во многом основана на представлениях о нем его родителей, а не на собственной оценке. Семья, по мнению целого ряда исследователей, является для ребенка основным источником информации, именно она оказывает огромное влияние на его восприятие действительности и себя в ней.

Интерес ребенка к своему «я» - к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» - говорит трехлетний малыш, и это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

«Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» - спрашивает себя подросток, и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей [БСЭ].

Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Самооценка является комплексной характеристикой, зависящей от многих параметров, и складывается из двух взаимозависимых аспектов:

1) самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе;

2) самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Необходимость самооценки проистекает из волевой функции сознания, которая ставит перед нами уникальную задачу - сделать себя компетентными в преодолении жизненных трудностей. Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной способности учиться, судить, решать.

Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Американский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала способность (или, наоборот, неспособность) человека честно с любовью и по достоинству оценить себя.

Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются (диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения).

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

- по уровню: высокая, средняя, низкая;

- по соотношению с реальной успешностью: адекватная и неадекватная (правильная или ложная);

- по особенностям строения: конфликтная и бесконфликтная;

- по устойчивости: устойчивая или неустойчивая;

- по характеру  временной  отнесённости: прогностическая, актуальная и ретроспективная.

Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (http://festival.1september.ru/articles/311962/).

В психологической литературе в качестве важнейших факторов генезиса самооценки рассматриваются общение с окружающими и собственная деятельность субъекта. В общении усваиваются критерии оценок, их формы, виды, способы оценивания, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Вычленение из оценок окружающих оснований и способов оценивания, перенос их на себя, т.е. рождение деятельности самооценивания становится возможным на этапе развития у детей предметных действий и речи.

Появление способности оценивать себя соотносится в исследованиях с развитием у ребенка таких феноменов, как возникновение этических инстанций, чувства идентичности, автономии и инициативы, самовыделения, принятия себя в расчет и осознаваемости психических процессов, с образованием понятия «Я», с появлением представлений о своих возможностях. Нельзя не отметить, что ранние стадии развития самооценки изучены весьма фрагментарно, т.к. трудно найти объективные показатели, отражающие самосознание младенца.

Особую роль в формировании самооценки исследователи отводят семье. Факты свидетельствуют о том, что недостаток любви со стороны близких порождает у ребенка дефицит самоотношения вплоть до неприятия себя.

Информация о работе Самооцнка