Самооцнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Самооценка является важнейшим компонентом личности ребенка. Регулируя процесс построения взаимодействия ребенка с окружающим миром, самооценка позволяет ему правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет ребенку органично включиться в процесс социального взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

06 11 11 Курсовая р-та ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТАХ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

В число факторов, влияющих на формирование самооценки, входят и такие, как прочность семьи, стиль воспитания, заинтересованность взрослых в делах ребенка; в школе – педагогическая отметка, вовлечение учащихся в оценочную деятельность.

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов - когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй - отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями.

Исследования, направленные на изучение условий процесса развития самооценки детей и на выяснение ее функции в формировании личности ребенка, позволили выявить, что устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка.

В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности. Устойчивая самооценка, как показывают экспериментальные данные, сопротивляется перестройке, так как ребенок привыкает к ней и испытывает потребность в ее сохранении. Если оценка окружающих меняется, то самооценке легче перестраивается в сторону более высокой, чем низкой. Завышенная самооценка больше сопротивляется перестройке, чем заниженная, причем сопротивление тем больше, чем меньше ребенок сам умеет анализировать свою деятельность.

На основании оценки и самооценки у детей формируется определенный уровень притязаний. Если эти притязания превышают возможности ребенка и он не может достигнуть поставленных задач, у него, как правило, возникают острые аффективные переживания, так как неуспех принуждает его снизить привычную самооценку. Особенно острые аффективные переживания возникают у детей в тех случаях, когда у них уже имеется известная неуверенность в себе, которую они не хотят допустить в свое сознание. В этих случаях у ребенка возникает стремление отвергнуть те факты, которые свидетельствуют о неуспехе и тем самым обнаруживают его несостоятельность.

Острые аффективные переживания вызывают у детей некоторые общественно отрицательные формы поведения — упрямство, негативизм, агрессивность, обидчивость и пр. При длительном сохранении аффективного состояния, вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами его личности. Таким образом, отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Устойчивая и адекватная самооценка выполняет чрезвычайно важную функцию в психическом развитии ребенка. Для детей, обладающих такой самооценкой, быть на ее уровне является не менее, а иногда даже более значимым, чем быть на уровне оценки окружающих. Самооценка - важнейший фактор формирования личности ребенка. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретает этот фактор.

Исследования аффективной сферы детей обнаруживают необходимость учитывать в процессе воспитания формирование правильного соотношения между самооценкой, уровнем притязаний ребенка и его возможностями. Диспропорция в развитии этих элементов нарушает гармоническую структуру личности ребенка и приводит к дефектному формированию его характера. Это ставит задачу не только всестороннего развития ребенка, но и задачу воспитания у него гармонического соотношения внутренних компонентов его личности [2, с. 245].

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивационную роль.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что самооценка - это сложный психический процесс, особая форма сознания. В целом, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка - важнейший фактор формирования личности ребенка. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретает этот фактор.

Самооценка позволяет ребенку контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

От адекватной самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

В число факторов, влияющих на формирование адекватной самооценки, входят: семья, стиль воспитания, вид деятельности, педагогические отметки, оценочная деятельность и др.

 

1.2. Теоретико-методологические основы исследования самооценки

 

Проблема возникновения и развития адекватной самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Проблема личности является одной из наиболее востребованных, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались ведущие отечественные и зарубежные психологи   (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский,                        И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, Р.Б. Кеттелл,                  Г. Оллпорт, 3. Фрейд, К. Юнг и другие). При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшего личностного образования.

Структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, была установлена У. Джеймсом,  В.А. Ядовым и другими.

Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и других.

Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана Л.И. Божович, С.А. Будасси, В.Н. Мясищевым,                         С.Л. Рубинштейном.

Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой,                        М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими.

Б.Г. Ананьев (№ 1) высказал мнение, что самооценка  является  наиболее сложным   и   многогранным   компонентом   самосознания   (сложный  процесс опосредованного познания  себя,  развёрнутый  во  времени,  связанный  с движением от единичных,  ситуативных  образов  через  интеграцию  подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я (№26)), являющимся прямым  выражением оценки других лиц,  участвующих  в развитии личности.

Самосознание  принадлежит  целостному  субъекту  и  служит ему для организации  его  собственной   деятельности,   его   взаимоотношений   с окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализировано развёрнутый во времени. Итоговый продукт самопознания «Я – образ»  или  «Я  –  концепция»,  т.е. совокупность представлений индивида о себе самом, сопряжённая с их  оценкой (Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного  представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений  о своём  здоровье,  внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она  не  всегда   соответствует   действительности).   Человек   с   высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном  свете,  в  то  время  как  при низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (10, с.284).

А.Н. Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение,  имеющее  «выраженный   предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» (13, с.304).

В  качестве  средств  или  стандартов  самооценки  применяются   такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности (А.В. Петровский),  мировоззрение   (С.Л. Рубинштейн),   уровень   притязаний   (Л.И. Божович, Х.И. Хекхаузен),  «Я-концепция»  (Е.Т. Соколова, В.В. Столин), требования, предъявляемые коллективом (Е.И. Савонько).

Постулат, выдвинутый У. Джемсом,  звучит так: «Самооценка прямо пропорциональна  успеху  и  обратно  пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам,  которых  индивид  намеревался достичь» (№3, с.162). В виде формулы это может быть представлено таким образом:

                   Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка интерпретируется как личностное образование,  принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и  деятельности  человека, как  автономная  характеристика  личности,  её  центральный  компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Как считают многие психологи, структура личности и основы  самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103).

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других  людей. Можно выделить  несколько  источников  формирования  самооценки, которые  меняют  вес  значимости  на  разных  этапах  становления  личности:

- оценка  других  людей;  

- круг  значимых  других  или   референтная   группа;

- актуальное сравнение с другими;

- сравнение реального и  идеального  Я.

Самооценка  формируется  и  на  базе  оценки  результатов  собственной деятельности,  а  также  на  основе  соотношения  реального   и   идеального представлений о себе (№ 16, с. 343).

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами:

- её  можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся  со  своими  личными проблемами;

- она может развиться  у  ребёнка  из-за  плохой  успеваемости  в школе;

- из-за насмешек сверстников или  чрезмерного  критицизма  со  стороны взрослых;

- личностные  проблемы,  неумение  вести  себя  в  определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19,  с.484).

Чак Т. Фолкэн указывал, что  если  человек  занимается любимым делом, со временем он приобретает  опыт  и  мастерство,  которыми имеет  право  гордиться (№ 19, с.485).  Это  одно  из  условий  составляющих  нормальную самооценку. Каждый человек  создаёт  для  себя  образ  идеального  «Я».  Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом (№ 10, с.286).  Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

По мнению М. Феннел, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

По утверждению Р.С. Немова самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для благополучного общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются [24;64].

Особенно важно учитывать самооценку ребёнка. Как и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания, так же как и связанный с нею уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые ребёнок ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний ребёнка младшего школьного возраста оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его развитие в целом [30;32] (Курсовая работа Формирование адекватной самооценки младшего школьника).

Выделяют три основных вида самооценки:

- адекватная самооценка;

- завышенная самооценка;

- заниженная самооценка.

Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с тем, что в действительности он есть, мы говорим о наличии у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества — о завышенной [3;71] (там же).

Информация о работе Самооцнка