Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:30, реферат
Цель: раскрытие сущности понятий самосознания и самооценки
Задачи:
1) раскрыть понятие самосознания;
2) раскрыть понятие «Я - Концепции»;
3) раскрыть понятия самооценки и самоуважения.
Введение ………………………………………………………………..……………………......3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания. 4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека 4
1.2 Уровни развития самосознания. 5
Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми. 6
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение. 8
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания. 8
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки.……………………………………………………………………………….........9
3.3 Самооценка и самоуважение. 11
Заключение 14
В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» — это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».
Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения. Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева.
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.
Глава
3. Условия формирования
самосознания. Самооценка
и самоуважение.
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания.
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.
Явные
формы самосознания, когда те или
иные феномены сознания становятся предметом
специальной аналитической
Сама
рефлексия над состояниями
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Важно
подчеркнуть, что самосознание не только
возникает в процессе совместной
деятельности и общения с другими
людьми и генетически связано
с отношением к себе с «точки зрения
другого», но и что оно постоянно
проверяется, корректируется, исправляется
и развивается в ходе включения
человека в систему межчеловеческих
отношений.
3.2
Самооценка как
одно из центральных
образований личности
– виды самооценки.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности.
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Что же представляет собой самооценка?
Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому во время самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.
Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно
заниженная самооценка ведет к неуверенности
в себе, робости, застенчивости, невозможности
реализовывать свои задатки и
способности. Такие люди обычно ставят
перед собой более низкие цели,
чем те, которых могли бы достигнуть,
преувеличивают значение неудач, остро
нуждаются в поддержке
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
Адекватная
же самооценка личностью своих способностей
и возможностей обычно обеспечивает
соответствующий уровень
Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою
жизнь можно усовершенствовать
только тогда, когда мы сами, а не
случай программируем свое подсознание
и мышление. Итак, формирование позитивной
самооценки - главная жизненная установка
для каждого из нас.
3.3
Самооценка и самоуважение.
Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Это называется самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существенным элементом вашей личности.
Когда
вы чувствуете, что сильны в своей
области, что хорошо с этим справляетесь,
вы наслаждаетесь высоким
Ощущение
дефектности или
Существует прямая взаимосвязь между качеством ваших взаимоотношений и вашим уровнем самоуважения и самоодобрения. Вы можете нравиться себе самому только в такой степени, в какой вы полностью одобряете сами себя, а то, насколько вы нравитесь себе, в большой степени определяется тем, насколько вы — как чувствуете — одобряетесь другими людьми.
Большинство из нас растет при условном одобрении, а часто и при неприятии и осуждении со стороны наших родителей. Став взрослыми, мы ищем безусловной любви и одобрения со стороны других и главным образом со стороны одного особенного человека, чтобы компенсировать то, чего, как мы чувствуем, были лишены в детстве. От этого зависит наше ментальное здоровье.
Самоодобрение. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобы быть безусловно одобренным по крайней мере еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас “без прикрас и полностью”, вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.
Самосознание. Для того чтобы испытывать самоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почему вы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимо осознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как и почему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда вы достигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокому уровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучше осознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнем самоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением — ключом к тому, чтобы быть счастливой, здоровой личностью.
Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще по крайней мере одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.
Психотерапия основывается на самораскрытии. Психотерапевты добиваются успеха в такой степени, в какой они могут заставить пациента раскрыться и точно рассказать им, что послужило причиной того, что они несчастливы или неудачливы. Для того чтобы честно раскрыть себя другому человеку, вы должны доверять этому другому. Вам нужно знать, что другой человек заботится о вас и что он не будет осуждать вас или порицать за что-то, что вы сказали или сделали в прошлом.