Самосознание как высшая категория психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века. Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Содержание

1. Самосознание: понятие, функции, теории, характеристика.
2. Самооценка: понятие, виды, характеристика, условия формирования.
3. Развитие «Я-концепции» личности.

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

   Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение - важнейший и универсальный компонент «Я - концепции».

   Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я - концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я - концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

1) положительная расположенность  к ребенку, сердечное, теплое, уважительное  принятие родителями своих детей;

2) четкое установление социальных  норм, границ и правил поведения  детей; целенаправленное и согласованное  поддержание этих норм родителями;

3) уважение со стороны родителей  индивидуальной инициативы ребенка  в установленных пределах;

4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

 

Список литературы:

    1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание/Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.
    2. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2008.
    3. Психология  самосознания //  Хрестоматия  по  социальной  психологии  личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
    4. Самосознание  и  защитные  механизмы  личности //  Хрестоматия  по  социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
    5. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 2004.
    6. Джемс У. Психология. М., 1991.

                                                            

 


 



Информация о работе Самосознание как высшая категория психики