Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности, поведения и воспитания лиц с ярко выраженным сангвистическим темпераментом. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - рассмотреть взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией; - изучить проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом взаимодействии; - на основе экспериментального исследования изучить свойства темперамента.
Гипотеза, представленная в курсовой работе: сангвиник имеет среднюю степень выраженности свойств темперамента.
В курсовой работе было проведено экспериментальное исследование для определения свойств сангвистического темперамента по методике Ганса Айзенка и опросника Смирнова.
С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 2) – направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик–экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт.
Для подкрепления полученной
информации был проведен опросн
В исследовании принимало участие 10 учеников 7-го класса (13-14 лет). Результаты исследования представлены в таблицах:
Таблица 1
Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка
Ф.И.О. |
Экстраверсия |
Невротизм |
Тип темперамента |
1.Катя А. |
20 |
7 |
сангвиник |
2. Юля Б. |
15 |
22 |
холерик |
3.Сергей Д. |
10 |
6 |
флегматик |
4. Настя М. |
17 |
8 |
сангвиник |
5. Таня Л. |
9 |
13 |
меланхолик |
6. Саша И. |
18 |
22 |
холерик |
7. Дима К. |
16 |
9 |
сангвиник |
8. Наташа К. |
18 |
23 |
холерик |
9. Кристина К. |
19 |
4 |
сангвиник |
10. Юля К. |
15 |
15 |
холерик |
Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 10 учеников было выявлено 4 человек с холерическим темпераментом (35%), 1 – с флегматическим (10%), 4- с сангвиническим (35%) , 1- меланхолическим (10%).
Таблица 2
Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова
Ф.И.О. |
Экстра версия |
Эмоциональная возбудимо сть |
Быстрота реакции |
Активно сть |
Ригидно сть |
Тип темперамента |
1.Катя А. |
21 |
5 |
16 |
22 |
10 |
Сангвиник |
2. Юля Б. |
14 |
20 |
10 |
15 |
22 |
Холерик |
3.Сергей Д. |
10 |
2 |
11 |
11 |
8 |
Флегматик |
4. Настя М. |
17 |
4 |
15 |
22 |
9 |
Сангвиник |
5.Таня Л. |
2 |
3 |
6 |
5 |
8 |
Меланхолик |
6. Саша И. |
20 |
18 |
17 |
19 |
10 |
Холерик |
7. Дима К. |
18 |
7 |
18 |
23 |
11 |
Сангвиник |
8. Наташа К. |
24 |
18 |
19 |
20 |
10 |
Холерик |
9. Кристина К. |
20 |
6 |
17 |
22 |
8 |
Сангвиник |
10. Юля К. |
25 |
15 |
16 |
16 |
11 |
Холерик |
Из методике Смирнова следует(таблица 3), что сангвиник имеет высокую эмоциональную устойчивости, высокую степень быстроты реакции, высокую степень интровертности, высокую степень активности, а также является экстравертом с высокой степенью выраженности.
Формирование личности человека во многом зависит от его темперамента, от того, как правильно этого человека воспитывали его родители, учителя в соответствии с его темпераментом и способностями, как он развивался, каким образом получал свой жизненный опыт.
Знание типа темперамента и умение определить его у конкретного человека или групп людей может помочь найти правильный подход к этому человеку, лучше подобрать форму отношений в коллективе, на работе. Зная темперамент людей, с которыми мы общаемся, работаем, учитывая особенности этих темпераментов, мы будем серьезней и тщательней искать подход к своим собеседникам, друзьям, коллегам, и, возможно, будет меньше конфликтов между людьми, а общение станет только лучше и приятней.
В данной курсовой работе был изложен материал по исследованию сангвистического типа темперамента. Были определены взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией, проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом общении. В общих чертах можно сказать, что сангвиники – экстраверты: они открыты для общения, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать, постоянно стремятся к доминированию в общении.
Испытывают потребность всегда быть в центре внимания, занимать положение лидера в общении; в учебном общении часто отказываются принимать роль ведомого, предпочитают, чтобы учебно-речевая ситуация развивалась только по их сценарию.
Сангвиники достаточно активны в деятельности и поведении, но при условии, что данный вид деятельности не монотонный и представляет особый интерес для выполнения какого- либо задания.
В общении лица, обладающие сангвистическим темпераментом, проявляют большую активность, стремятся быть лидерами в беседе. Также в курсовой работе была затронута тема о совместимости в деятельности и общении лиц с сангвистическим темпераментом с индивидами с другими типами темперамента.
Проведенная экспериментальная часть в основном подтвердила гипотезу, выдвинутую в реферате. Сангвиники обладают средней степенью выраженности свойств темперамента. По методике Смирнова из 100% учащихся, 35% являются сангвиниками имеющие высокую эмоциональную устойчивости, высокую степень быстроты реакции, высокую степень интровертности, высокую степень активности, а также являются экстравертом с высокой степенью.
12.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990
13. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии, - М., 1982 г., стр. 49-59.
14. Нокаридзе. Темперамент личности и фиксированная установка, - Тбилиси, 1970 г. - стр. 5-7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема взаимосвязи темперамента с экстраверсией – интроверсией по Айзенку.
Рис. П 2.1
Приложение 2
Анкета 1. (Опросник Ганса Айзенка).
Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет — «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего поведения.
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, выразить сочувствие?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?
7. Часто ли у Вас спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникали ли у Вас когда-нибудь чувства, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что разозлившись. Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?