Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:15, контрольная работа
Цель исследования – обнаружить связь памяти и личности человека.
Задачи:
1. Изучить понятия «память» и «личность», их основные характеристики и теории;
2. Установить связь памяти и личности человека;
3. В контексте этой связи изучить нарушения памяти.
Введение 3
Глава 1. Память и личность – основные понятия 4
1.1.Память – общее представление 4
1.2.Личность и ее характерные свойства 8
Глава 2. Взаимосвязь памяти и личности человека 13
2.1. Процессы памяти и особенности личности 13
2.2. Расстройства памяти их влияние на личность 16
Заключение 20
Список литературы 22
Психодинамические теории занимают одно из центральных мест в понимании личности. В классическом психоанализе З.Фрейд выделяет три уровня психики – сознание, предсознание и бессознательное. Память, как и мышление, намерение, воображение относятся к сознательной стороне психики. То, что содержится в предсознании, согласно теории, может быть переведено в осознаваемую форму. И наконец, бессознательное состоит из инстинсктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Соответственно уровням психики выделялись три части в структуре психики: «Ид» (Оно) – инстинкты, удовольствия; «Эго» (Я) – «принцип реальности»; «Супер-Эго» (Сверх Я) – где коренятся идеалы и нравственные принципы личности. Главная жизненная сила – «либидо» - является энергетическим фактором для всех трех компонентов. Задача «Я» (ядро личности) удерживать все три составляющие в состоянии гармонического равновесия. В случаях тяжелых психических проблем «Я» бессознательно укрывается в защитных механизмах, которые включают – вытеснение, идентификацию, проекцию замещение и т.д.
Идеи гуманистических теорий личности были направлены на гуманизацию психоанализа. Э.Фромм, видный представитель гуманистической теории считал, что в момент когда физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье начинает зависеть от удовлетворения собственно человеческих потребностей. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура за счет сублимации инстинктов, описанных З.Фрейдом. в этом процессе гуманизации главную роль играют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие.
Другие представители социального подхода – Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, Г.Олпорт – рассматривали человека как целостное существо, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. В этом подходе Э.Маслоу разработал теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз, напротив, возникает вследствии несостоявшегося личностного роста.
Представители поведенческих
теорий личности (Б. Скиннер) считали, что
поведение человека управляется
окружающей средой, а не внутренними
силами. Каждый индивид находится
под контролем случайных
Подводя итого, можно сказать,
что личностью называется особое
социальное качество, приобретаемое
индивидом в обществе, в совокупности
отношений, в общении и предметной
деятельности. Сформировавшаяся личность
характеризуется сознательной иерархией
мотивов и способностью к сознательному
управлению поведением. А также –
активностью, направленностью, глубинными
смысловыми культурами, степенью осознанности
своих отношений к
Развитие теорий личности и, соответственно, понимания самой личности, прошло огромный путь – от фрейдовского психоанализа до гуманистической концепции, являющейся ведущей в настоящее время.
Память человека призвана
сохранить накопленный
Память человека изменяется в течении жизни по мере социализации индивида. С раннего детства у ребенка начинает развиваться аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которые со временем дополняются и замещаются логической и образной памятью.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. «Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти» (Л.С. Выготский, 1979).
Также по истечении времени непосредственное запоминание трансформируется в опосредованное, оно связано с активным и осознанным использованием мнемотехнических приемов для запоминания и воспроизведения информации. В предшкольном и дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер и развивается в играх и процессе воспитания. В школьном возрасте для развития произвольной памяти используются методы, активизирующие деятельность разнообразных анализаторов для развития смешанного типа памяти у детей.
В школьные годы память развивается наиболее интенсивно. Это связано с процессом обучения, т.к. усвоение новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти. Для развития памяти в этот период необходима специальная система воспитания памяти, потому что произвольный компонент памяти сам не развивается. Для воспитания положительных свойств памяти используют рационализацию умственной и практической работы человека: порядок, контроль, планирование, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы к более эффективным.
У взрослого человека память произвольная и зависит от характера профессиональной деятельности.
Средства-стимулы изменяются согласно определенной закономерности: внешние (завязывание узелков на память, использование для запоминания записей и т.д.), впоследствии становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, образ, мысль, представление). Для формирования внутренних средств запоминания служит речь, которая со временем также из чисто внешней функции общения преобразуется вот внутреннюю.
Процессы памяти тесно
связаны с особенностями
Процессы памяти у людей протекают по-разному. На сегодняшний день выделяются две основные группы индивидуальных различий в процессе памяти: первая группа – это различия в продуктивности заучивания, вторая – различия типов памяти. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания и готовности к воспроизведению материала. Во второй группе тип памяти определяет то, как человек запоминает материал – зрительно, на слух, используя движение.
Исследования психологов
выявили осень важный аспект роли
памяти с точки зрения определенности
личности. Оказалось, что личность человека
сохраняется благодаря единству
памяти. Однако это не исключает
другие стороны дискретности, которая
рассмотрена в ролевой
Соответственно его поведение меняется по мере того, как изменяются те системы, в которые он включается. Сохраняется и единство личности. Иными словами изменение роли (т.е. поведение человека) это нормальное явление.
Но наука сталкивается и с не стандартными ситуациями, которые были описаны в художественной литературе. Речь идет о раздвоении личности. Исследования психологами этой нестандартной ситуации дает возможность понять качественное разнообразие личности. Были исследованы многие случаи раздвоения личности. При этом каждый раз то или иное подобное явление имело причину. Так причиной может быть неспособность человека изменять свою роль. Его нервная система испытывает большие нагрузки. И тогда человек объявляет, что он не тот, за кого его принимают. Он забывает свое имя, фамилию и не брал новое имя, фамилию, говорил, чем он занимается. Резкий переход от одной личности к другой свидетельствует о том, что на уровне подсознания у человека происходит формирование противоположной личности.
Итак, мы выяснили, что память
занимает центральное место в
системе познавательной деятельности,
обеспечивая целостность
Для возможности развития и реализации личности человеку необходимы знания об окружающей среде, о других людях, о себе самом. Эти знания обеспечивает память, отвечая за пронесенное через годы представление о себе как об уникальном «я», сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти , человек утрачивает собственное «я», перестает существовать.
Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного (С.Л. Рубинштенй, 1989). Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, питается ею, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Продолжим эту мысль: вероятно, и каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.
По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная — невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного»1. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.
Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах (З. Фрейд, 1979).
Склонность к забыванию
неприятного действительно
Расстройства памяти затрагивают все три ее составные части: запоминание (запечатление), сохранение запоминания (ретенцию) и воспроизведение прошлого опыта (воспоминание). Их расстройство приводит к количественным нарушениям память. Сочетание количественных расстройств с ложными воспоминаниями, смешением прошлого и настоящего, реального и воображаемого называют качественными расстройствами памяти, или парамнезиями.
Среди количественных расстройств
П. выделяют гипомнезию (дисмнезию), гипермнезию
и амнезии. Гипомнезия характеризуется
снижением способности к
Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти. Обычно сопровождается наплывом воспоминаний и образных представлений. Воспоминания и образные представления чаще всего хаотичны, реже — последовательны. Развитие гипермнезии часто сочетается с ментизмом (Кандинского — Клерамбо синдром), скачкой идей (Маниакальные синдромы), бессвязностью мышления. К гипермнезии относят также усиление памяти, проявляющееся поразительными способностями к счетным операциям, запоминанию прочитанного, услышанной музыки и т.д.