Связь памяти с личностью человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Память – носительница индивидуального опыта человека. Сеченов говорил, что память является «краеугольным камнем психического развития». Память – это не фотографическое воспроизведение полученной ранее информации, не зеркальное запечатление, а переработка воспринятого, в селекции его. Человек без памяти перестает быть личностью. Используя память человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, накапливает опыт и т.д. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общее представление о памяти человека…………………….....4
Память человека………………………………………………………….4
Виды памяти………………………………………………………………5
Основные процессы памяти…………………………………………….9
Нарушения памяти………………………………………………………11
Индивидуальные различия памяти у людей……………………….....16
Связь между памятью и личностью……………………………………17
Глава 2. Пути, приемы, средства улучшения человеческой памяти….21
2.1. Общие принципы улучшения памяти…………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..25
ЛИТЕРАТУРА….………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

Вторая личностная характеристика, определяющая степень предрасположенности человека к развитию, — это открытый ум и даже предрасположенность к риску и приключениям. Человек, готовый принимать новые идеи, проводить новые опыты и вступать в область неизвестного без страха перед возможными последствиями, естественно, захочет проверить новые стратегии мышления. Полученные в этом случае результаты впечатляют и говорят сами за себя: попробуйте — и вам наверняка понравится!

Кроме того, бывают люди очень беспокойные: они настолько во всем не уверены и нерешительны, что не в состоянии отнестись с должным вниманием к новой методике обучения, которую часто более или менее сознательно подвергают сомнению априори. Беспокойные люди испытывают недоверие ко всему неизведанному и зачастую надевают на себя маску скептицизма с целью скрыть свою неспособность к усвоению нового материала. Например, некая миссис С. постоянно прерывала занятия, чтобы объяснить, почему она не может создавать зрительные образы и почему этот метод не годится для нее. Вместо того чтобы стараться усвоить новые стратегии, упомянутая дама обсуждала и критиковала их. Другая женщина категорически отказалась от участия в занятиях до того времени, пока не получит гарантии, что упражнения такого рода не повредят ей. Казалось, она боялась скоростного «промывания мозгов»! На самом деле большое преимущество психологического вмешательства в личность заключается в отсутствии опасных побочных эффектов (которые могут появляться у людей, занятых в апробировании различных медицинских препаратов).

Другая сторона проблемы: внутренний монолог человека, который боится критики. Беспокойство ограничивает личность, парализуя ее деятельность. Известному кинокритику Паулин Кёль принадлежит изречение, весьма поучительное в этом отношении: «Само по себе ошибочное суждение не губительно для человека. Человека губит излишнее беспокойство по поводу ошибочного суждения». Действительно, любой может оправиться от несправедливости (в конце концов, человек обладает способностью забывать, а жизнь продолжается), но избавиться от страха перед несправедливостью значительно трудней, ибо страх заставляет молчать и бездействовать. Для человека отказаться от возможности выражать собственное мнение — это все равно, что для капитана покинуть свой корабль. Это конец созидательной деятельности. Лучше приготовиться к возможной критике и относиться к ней с точки зрения, сформулированной президентом Франклином Д. Рузвельтом, который заявил однажды: «Единственное, чего следует бояться в жизни, — это самого чувства страха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути, приемы, средства улучшения человеческой памяти

 

Почему иногда люди запоминают незначительные детали, но забывают самое существенное? Не всегда можно точно определить, что такое существенное, поскольку это понятие скорее субъективное, нежели объективное. Люди постигают мир в первую очередь посредством чувств и только затем интеллектом, поэтому неудивительно, что некоторые детали, с точки зрения различных людей, выделяются из ряда других и привлекают их внимание. Подобная избирательность отражает индивидуальность людей, которая, в свою очередь, является выражением их культуры. Поэтому, прежде чем делать заявления общего характера, стоит выяснить, какое значение имеет та или иная деталь для индивида. Одни люди хорошо запоминают технические подробности, другие - эстетические, в соответствии с их образованием и складом ума. Очень полезно, в связи с этим, задуматься над характером запоминаемых нами вещей и таким образом определить наши склонности и профессиональные предпочтения.

Рассмотренную выше закономерность можно представить так: “Интересующие людей вещи запоминаются легко, а вещи, не интересующие, - с большим трудом”. Это обстоятельство достаточно убедительно доказывает существование связи между памятью, мотивацией и вниманием. Интерес создает мотивацию, необходимую для привлечения внимания и концентрации его на конкретном предмете, в результате чего достигается организация мыслительных процессов. Следовательно, не удивительно, что люди забывают массу информации, которая оставила их равнодушными. Интерес играет существенную роль в создании мотивации, необходимой для продолжительной концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними.

Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже закрепляют след в памяти. Лучше запоминаются вещи, которые трогают людей, волнуют или даже шокируют - независимо от того, положительна или отрицательна реакция.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. В процессе обучения в школе активизируется деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывается смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти (“быстро запоминает, плохо хранит”, “медленно запоминает, быстро теряет” и т.д.).

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализации умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п.

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти методы основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

Здоровый человек может развить свою память до такого состояния, что без особого труда будет запоминать материал, который ему необходимо выучить, за более короткий промежуток времени и более прочно, чем он это делал раньше. Для этого необходимо знать законы памяти и методы рационального запоминания.

 

2.1 Общие принципы улучшения  памяти

 

  1. Больше времени уделять пониманию материала, чем пустому зазубриванию. В понимании материала выступает элемент мышления: полученные знания осмысливаются, сопоставляются с теми, которые были приобретены ранее.
  2. Использовать ассоциации. При запоминании текста, иностранных слов и т.п. поставить вопрос: что это мне напоминает? На что это похоже?
  3. Использовать паузы. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.
  4. Иногда необходимо расслабиться. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается из памяти без усилий. Если человек нервничает из-за того, что не может вспомнить какую-либо информацию, ему необходимо успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, и дать себе время подумать о возможных способах спровоцировать воспоминания.
  5. Использовать личные комментарии. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс запоминания информации и помогают оставить яркий след в памяти.
  6. Уметь забывать. Информацию можно классифицировать следующим образом: существенная, которую нельзя забыть ни при каких обстоятельствах; существенная, но которую можно временно забыть; несущественная, которая обычно сама забывается. Однако ее можно забыть и активно, когда человек, осознав ее ненужность для себя, откладывает “в сторону”, чтобы иметь возможность анализировать новую поступающую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находившегося в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980- 380с.
  2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-288с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г.Асмолов.-М.: Изд-во МГУ,1990.-367с.
  4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика,1979-458с.
  5. Блонский П.П. Память и мышление – СПб.: Питер, 2001.-288с.
  6. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973- 286с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2002. -720с.
  8. Слободчиков В.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  9. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979

 

 


Информация о работе Связь памяти с личностью человека