Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.
Введение……………………………………………………...…………………....3
Глава I. Теоретические аспекты семейного воспитания……………………………………........................................................5
1.1 Функции семьи……………………………………………………………………………….6
1.2 Типы семьи…………………………..……………………………………………….....10
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия………………..............................................................................12
Глава II. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема….............................................................................................................15
2.1 Сущность девиации в поведении ………………………………………………………………………………….…15
2. 2 Причины девиантного поведения подростков…………………………………………..............................................18
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения…………………...................................................................................23
Заключение………………………………………………………..……………...27
Литература…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Возрастная психология. Психология развития.
На тему:
«Семейное неблагополучие как фактор
девиантного поведения детей»
Выполнила: студентка
гр. ПЛб-110
Гладышева Д.Ю.
Проверила:
Зобков А.В..
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..
Глава I. Теоретические
аспекты семейного воспитания……………………………………......
1.1 Функции семьи……………………………………………
1.2 Типы семьи…………………………..……………………
1.3 Неблагополучные
семьи. Характеристика
Глава II. Девиантное
поведение подростков как психолого-педагогическая
проблема….....................
2.1 Сущность девиации
в поведении ………………………………………………
2. 2 Причины девиантного
поведения подростков…………………………
2. 3 Взаимосвязь
семейного неблагополучия и
Заключение……………………………………………………
Литература………………………………………….………
Введение
Актуальность работы. Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).
Необходимо серьезное
изучение специфики социально-
Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.
Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией.
Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.
Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании.
В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.
Цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.
Задачи:
1. Проанализировать
основные направления
2. Охарактеризовать
пути влияния семейного
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире.
Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке.
Какой бы замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время и семья влияет на отношения в обществе, на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества.
Сегодня значительно изменились роль и место семьи в системе воспитательных институтов. Все большую актуальность приобретают межличностные отношения в семье, баланс взаимоотношений между полами как необходимое условие благополучия семьи в современном обществе.
Семья порождает
первичную, глубинную социальность,
которая потом воплощается и
усложняется в социальных связях,
объединяющих индивидов в общество. Судьбы
семьи и общества взаимосвязаны, а их функции
взаимодополняемы. Поэтому семью можно
назвать социальным институтом, характеризующимся
устойчивой формой взаимоотношений между
людьми, в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни людей.
1.1 ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.
Функции семьи глубоко историчны, тесно связанны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется не только их характер, но и иерархия. Если в прежние годы семья выполняла экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную функции. То применительно к современной семье основные функции семьи в обществе связаны с формами ее жизнедеятельности. Причем важно разделить их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой - эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Также важно отметить, что значение последних в современной семье возрастает.
Репродуктивная
функция обусловлена
Экономическая
и хозяйственно-бытовая
Воспитательная функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальной развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.
Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:
Человек социален по своей природе, следовательно, ему присущи собственно "социальные потребности". Иногда они оказываются столь же острыми как, например, потребность в пище, в отдыхе и т. п. К ним, прежде всего, относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоуважении (в занятии известного места в группе), в "самосознании", то есть ощущении своей "самостоятельности и отдельности от других".
Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И эти ориентации складываются не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей