Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………………....3
Глава I. Теоретические аспекты семейного воспитания……………………………………........................................................5
1.1 Функции семьи……………………………………………………………………………….6
1.2 Типы семьи…………………………..……………………………………………….....10
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия………………..............................................................................12
Глава II. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема….............................................................................................................15
2.1 Сущность девиации в поведении ………………………………………………………………………………….…15
2. 2 Причины девиантного поведения подростков…………………………………………..............................................18
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения…………………...................................................................................23
Заключение………………………………………………………..……………...27
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Выделяются следующие  стили семейных отношений, которые  ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних:

  • Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная - "для других" и "для себя" - мораль и т.д.);
  • Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуация развода, раздельное проживание детей и родителей);
  • Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие).

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи  и ее воздействий на психосоциальное  развитие ребенка показывает, что  у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть  из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

Негативные последствия  неблагополучия в семье проявляются  довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Долгие годы в нашей стране теоретически и  практически утверждался приоритет  общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали, да и считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них.

Причинами, вызывающими  ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда  на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная  ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или  недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

О том, что те или иные проявления девиантности тесно  связаны не с биологией, а с  типом человеческой культуры, воспитанием  наглядно свидетельствуют антропологические исследования (R. Helke, W. Kempf и др.). Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда. Неслучайно выяснению влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ психологической  литературы показывает, что подростки  и их родители по-разному воспринимают аналогичные ситуации. В представлениях подростков сплетается несовместимое, случайное, создаются невероятные  конструкции, образы. Основываясь на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как ожидают родители. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видят окружающую действительность подростки.

Очень рано дети начинают воспринимать мир людей  вокруг себя и создают свой образ об окружающих их людях и о собственном месте рядом с ними. Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки, не находя в "нормальном" репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей, использует все возможные варианты, например, одним из них может быть побег из дома. Чувствуя, что внимание родителей в этом случае полностью принадлежит ему, ребенок воспринимает эту ситуацию как средство улучшения своего самочувствия в семье. Очень возможно, что подросток, испытывающий недостаток любви в семье, попробует сыграть такую ситуацию. Однако первый симулированный побег как имитация, игра может зафиксироваться, если родители сильно испугались, когда ребенок исчез. Однако почти всегда есть возможность понять внутреннюю логику такого поведения, если внимательно проанализировать взаимоотношения подростка с родителями, его оценки окружающего мира.

Таким образом, рассмотренный нежелательный пример развития личности подростка поясняет основную мысль – ребенок в определенных условиях жизни самостоятельно выбирает средства для удовлетворения своих базовых социально- психологических потребностей. Его творческое отношение к происходящему вокруг проявляется не только в выборе определенного поведения. За ним кроются способ осмысления себя в структуре взаимоотношений, своеобразная философия подростка: "я любим, когда достигаю чего-то".

Многие отечественные  исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

Сценарии очень  стабильны, часто человек несет  их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с "трудными" подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.  
 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Азаров Ю. П. Семейная педагогика.

2.         Андреева Г. М. Социальная психология.

3.         Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации.

4.         Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.

5.         Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.

6.         Голофаст В. Б. Функции семьи.

7.       Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты.

8.       Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения.

9.       Клейберг Ю. А. Психология формирования здорового образа жизни подростков.

10.       Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения.

11.       Ковалев С. В. Психология семейных отношений.

12.       Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков. Психологический журнал. - с. 76 - 90.

13.       Матта Лайне. Криминология и социология отклоненного поведения.

14.       Мудрик А. В., Тупицин А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России.

15.       Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой.

16.       Социальные отклонения . Под ред. В. Н. Кудрявцева.

17.       Социологический справочник.

18.       Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности.

19.       Шурыгина И. И. Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения. Семья в России.


Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей