Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:19, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты между родителями — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения между родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Содержание

Введение 3
Типичные межличностные конфликты супругов. 4
Конфликты во взаимодействии родителей и детей. 15
Психологическое консультирование конфликтных семей. 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

кофликтология игорек.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

1. Тип внутрисемейных отношений.  Выделяют гармоничный и дисгармоничный  типы семейных отношений. В  гармоничной семье устанавливается  подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
  • кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12-14 лет);
  • подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среду личностных  особенностей родителей, способствующих  их конфликтам с детьми, выделяют  консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам  поведения и вредным привычкам  (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей11:

  • оптимальный тип отношений родителей и детей;
  • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
  • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
  • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
  • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними.

Наиболее часто конфликты у  родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи  выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность(тотальность указаний и контроля);
  • конфликт отцовского авторитета(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на притязания и  конфликтные действия родителей  отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

 

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми  детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно). Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми12:

• отсутствие контакта с детьми —  непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение  к родителям, постоянные ссоры и  конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей.

 

Часто при этом родители воспринимают своих детей как  несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного»  воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться  в личную жизнь своих детей, в  том числе и семейную. 

В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. 

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической  поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:

  • неврозами;
  • психозами;
  • психосоматическими заболеваниями;
  • сексуальными перверсиями;
  • отклонениями в поведении;

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни, Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.13

 

Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье.

Во-первых, кризисные явления в  социально-экономической сфере, которые  непосредственно влияют на семью.

Во-вторых, причины психологического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

В-третьих, биологического характера (физически или психически больные  родители, дурная наследственность у  детей, наличие в семье детей  с недостатками развития или детей-инвалидов).

Среди объективных социально-экономических  причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в  жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень  часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка.

Аффективность - избыток родительского  раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям  создает в семье эффект суматохи, всеобщего возбуждения.

Тревожность и страх за детей, которые  приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.

Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию.

А также гиперсоциальность, когда  родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска. С каждым годом возрастает число неблагополучных семей (семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.). Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака.

В сложной социально-психологической  ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани  развода. В результате в неблагополучных  семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи  между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

Источниками возникновения  конфликтов могут быть причины, связанные  с этапами жизни семьи. Есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками; есть трудности вторичные, такие как проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам.

Причинами неблагополучия семьи могут  быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка; трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих трудностей - это неблагоприятное  влияние на психическое здоровье членов семьи, которое в последствии  только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.14

 

Разрешение конфликтов «родители-дети»15

Два известных неконструктивных способа  разрешения конфликтов известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер объединяет под названием «Выигрывает только один».

Информация о работе Семейные конфликты