Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:19, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты между родителями — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения между родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Содержание

Введение 3
Типичные межличностные конфликты супругов. 4
Конфликты во взаимодействии родителей и детей. 15
Психологическое консультирование конфликтных семей. 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

кофликтология игорек.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Первый неконструктивный способ разрешения конфликта родителей и детей  можно назвать «Выигрывает только родитель»: Родители, склонные использовать первый способ, считают, что побеждать  ребенка, ломать его сопротивление  необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями  другого». А дети очень чувствительны  к манерам родителей, и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого  способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются  побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликта родителей и детей – «Выигрывает только ребенок»: По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать.

Все это может быть и не так  заметно в пределах семейной «всеобщей  уступчивости», но едва они выходят  за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать.

В такой семье у родителей  накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей  судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются  одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Конструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».

Алгоритм решения включает в  себя несколько шагов:

1. Прояснение конфликтной ситуации;

2. Сбор предложений;

3. Оценка предложений и выбор  наиболее приемлемого;

4. Детализация решения;

5. Выполнение решения; проверка.

Первый шаг – прояснение конфликтной  ситуации: Сначала родитель выслушивает  ребенка. Уточняет, в чем состоит  его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

Второй шаг – сбор предложений: этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

Третий шаг – оценка предложений  разрешения конфликта и выбор  наиболее приемлемого: на этом этапе  проходит совместное обсуждение предложений.

Шаг четвертый – детализация  принятого решения: предположим, в  семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться. Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

Пятый шаг – выполнение, проверка: возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы записать на листочке и повесить на стену.

 

 

 

  1. Психологическое консультирование конфликтных семей.

 

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

    • индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;
    • выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
    • оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
    • обучение методам саморегуляции психического состояния.

 

Семейное консультирование рассматривается  как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы (С. Кратохвил).

Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.

1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;

2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов. Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.

Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.

3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.

4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-консультанта (В. Смехов).

 

Этапы психологического консультирования

 

Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический уровни. Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации — МАКС (В. Смехов). Она представляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное использование методики возможно после установления психотерапевтического контакта.

Вторым этапом консультирования конфликтных  семей является восстановление супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит от снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.

При нормализации супружеских отношений важно:

  • не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);
  • не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте;
  • с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;
  • терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений;
  • уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или отстаиваются супругами;
  • не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение самим;
  • соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.

Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.16

 

 

 

Заключение

 

Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

 

Конфликты между  родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений: недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

 

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

 

Список использованных источников

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006
  3. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю. А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 1992
  4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
  6. Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). -СПб.: Наука, 2003
  7. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
  8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. – М., 2000.
  9. http://bugabooks.com/book/239-socialnaya-konfliktologiya/79-konflikty-vo-vzaimootnosheniyax-roditelej-i-detej.html
  10. http://www.vbrake.info/2009/05/08/psikhologicheskoe-konsultirovanie.html

 

 

 

 

 

 

1 Педагогический энциклопедический словарь / Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2 Там же.

3 Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987.

4 Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987.

5 Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006

6 Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). -СПб.: Наука, 2003

7 Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. – М., 2000.

8 http://www.onexone.ru/files/primery-supruzheskih-konfliktov-1567.html

9 http://www.vbrake.info/2009/05/08/psikhologicheskoe-konsultirovanie.html

10 Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

11 Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю. А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 1992.

12 http://bugabooks.com/book/239-socialnaya-konfliktologiya/79-konflikty-vo-vzaimootnosheniyax-roditelej-i-detej.html

13 Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

14 Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. -СПб.: Наука, 2003

Информация о работе Семейные конфликты