КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: психология семьи
на тему: «Семья как первичный
фактор социализации личности ребенка»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные аспекты изучения
семьи
2 Семья, как первичная среда
социализации ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
3
4,5
6-13
14
15
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Интерес к проблеме социализации,
в частности в семье, не угасает на протяжении
многих лет в силу высокой значимости
социализации ребенка для его дальнейшей
жизни в обществе.
Родительская семья является
первичной средой социализации ребенка.
В семье ребенок получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношении с другими людьми,
соотносить свое «я» с «я» других людей,
усваивает нормы, которые регулируют поведение
в различных ситуациях повседневного
общения. «Семья, – подчеркивал А. Харчев,
– это реальное воплощение комплексности
воспитательного воздействия на формирующуюся
личность, в сфере которого одновременно
оказываются и интеллект, и эмоции ребенка,
и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки»
[11, с. 15].
Степень изученности. Проблемой ранней социализации
детей в семье занимались психологи, педагоги,
социологи. З. Фрейд считал, что период
раннего детства является самым важным
и оказывает влияние на всю дальнейшую
жизнь человека. А.В.Петровский,
А.В. Мудрик, Г.М.Андреева, раскрывают
сущность процесса социализации, Л.М.Митило,
И.Н.Зарецкая акцентируют своё внимание
на связи социализации с обучением и воспитанием.
Г.И.Соловников, Т. Парсокс в своих работах
большое внимание уделяют семье, М.В.Фирсов
рассматривает отношения родителей и
детей, Е.М. Мастюкова занимается коррекционной
работой, большое значение придаёт эмоциональной
атмосфере в семье. А. Хамлер продолжил
его в концепции «значимого другого»,
здесь процесс ранней социализации рассмотрен
с точки зрения психологии.
Цель работы: Определение значимости
семьи, как института первичной
социализации ребенка.
Задачи:
1 Рассмотреть основные аспекты
семьи.
2 Оценить роль семьи
в формировании первичной социализации
ребенка.
1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Семья – ячейка (малая социальная
группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском
союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних
отношениях между мужем и женой, родителями
и детьми, братьями и сестрами и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими
общее хозяйство.
Следуя за этим определением,
можно сделать вывод, что семья – это сложное
многоаспектное образование, в котором
явствуют 4 характеристики.
1. Семья – ячейка (малая
социальная группа) общества.
2. Семья – важнейшая
форма организации личного быта.
3. Семья – супружеский
союз.
4. Семья – многосторонние
отношения супругов с родственниками:
родителями, братьями и сестрами, дедушками
и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими
общее хозяйство[13, с. 23].
Такое определение семьи подчеркивает
две характеристики семьи, имеющие ключевое
значение для понимания психологических
закономерностей функционирования семьи.
Во-первых, понимание семьи как малой социальной
группы ставит эффективность ее функционирования
в зависимость от решения проблем внутригрупповой
коммуникации, т.е. общения между членами
семьи, распределения власти и лидерства,
разрешения конфликтов, межгруппового
взаимодействия как построения ее отношений
с социальным окружением – с прародительской
семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет
социально-психологический аспект изучения
семьи как социальной системы. Во-вторых,
особый характер семьи как малой социальной
группы связан с высокой аффективной интенсивностью
и эмоциональной «перенасыщенностью»
отношений между членами семьи, где на
одном полюсе – отношения любви, принятия
и привязанности, а на другом – отношения
ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.
В.С. Трохтий отмечает, что
современные семьи отличаются между собой
по следующим признакам:
- По количеству детей: бездетная,
или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;
- По составу: неполная семья,
отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
- По типу главенства в семье:
эгалитарные и авторитарные семьи;
- По семейному стажу: молодожены,
молодая семья, семья, ждущая ребенка,
семья среднего супружества, старшего
супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
- По количеству отношений и атмосфере
в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
- По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
- По особым условиям семейной
жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
- По характеру проведения досуга:
открытые или закрытые;
- По степени кооперации совместной
деятельности: традиционные, коллективистские
и индивидуалистические и т.д. [14, с. 98-100]
Каждую из категорий семей характеризуют
протекающие в ней социально-психологические
явления и процессы, присущие ей брачно-семейные
отношения, включающие психологические
аспекты предметно-практической деятельности,
круг общения и его содержание, особенности
эмоциональных контактов членов семьи,
социально-психологические цели семьи
и индивидуально-психологические потребности
ее членов.
2 СЕМЬЯ, КАК ПЕРВИЧНАЯ
СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Семейное воздействие на ребенка
уникально по интенсивности и результативности.
Ведь оно охватывает все стороны формирующейся
личности, продолжается многие годы непрерывно
и основано на эмоциональных отношениях
детей и родителей между собой. Семья выполняет
важнейшую социальную функцию – воспитание
подрастающего поколения, поэтому она
рассматривается в современном обществе
как институт первичной социализации
ребенка.
Исходя из определения Г.М. Андреевой,
«социализация – это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей; с другой стороны (часто недостаточно
подчеркиваемой в исследованиях), процесс
активного воспроизводства системы социальных
связей индивидом за счет его активной
деятельности, активного включения в социальную
среду». Человек не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные
ценности, установки, ориентации [3, c. 338].
Семья образует первичную окружающую
среду в развитии индивида. Она формирует
у ребенка представления о социальных
связях и с момента рождения включает
его в них. Семья в значительной мере приобщает
ребенка к основным общечеловеческим
ценностям, моральным и культурным стандартам
поведения. Система ценностей усваивается
ребенком, прежде всего, благодаря общению
с родителями в первые семь лет его жизни.
В семь лет дети учатся социально-одобряемому
поведению, приспособлению к окружающим,
построению взаимоотношений, проявлению
эмоций и чувств. Семья определяет возможности
и ограничений личных отношений ребенка,
а затем и взрослого с другими людьми.
Способность членов семьи принять ребенка
в качестве существа с уникальными характеристиками
в большой мере влияет на его представления
о самом себе.
Семья обладает особыми преимуществами
в социализации личности благодаря особой
психологической атмосфере любви и нежности,
заботы и уважения, понимания и поддержки.
Чуткое и внимательное отношение взрослых
к ребенку позволяет своевременно выявить
его способности, поддержать интересы
и склонности. Одобрение, поддержка, безразличие
и осуждение со стороны родителей помогают
ребенку адаптироваться к различным жизненным
ситуациям, искать выход из сложных жизненных
условий. Недостаток же внимания приводит
к детским конфликтам и потери связи с
ребенком.
Семья удовлетворяет индивидуальные
потребности членов и в то же время регулирует
их поведение в ответ на требования социума.
Институт семьи – важнейший посредник
во взаимосвязи личности и общества [8,
с. 7]. Родители принимают
ответственность за формирование личности,
которое связано с принятием ребенком
выработанных в обществе социальных функций
и ролей, социальных норм и правил поведения,
освоением умений строить отношения с
другими, за его будущую успешность в различных
видах социальной деятельности.
Одновременно семья решает
и другой класс задач по отношению к ребенку,
реализуя свои функции в направлении от
индивида к обществу. Речь идет о призвании
родителей содействовать становлению
индивидуальности, развитию субъективности
ребенка, его автономности, самостоятельности
и ответственности. Индивидуализация
означает процесс самоопределения, обособления
личности, оформления ее ценности, уникальности,
неповторимости [10, с. 61-62].
Таким образом, главными задачами
семьи являются формирование первой социальной
потребности ребенка — потребности в
социальном контакте (М.И. Лисина), базового
доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности
(Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве;
формирование предметно-орудийной компетентности
в раннем возрасте и социальной компетентности
в дошкольном, сотрудничество и поддержка
в освоении системы научных понятий и
осуществлении самостоятельной учебной
деятельности в младшем школьном возрасте;
создание условий для развития автономии
и самосознания в подростковом и юношеском
возрасте. Эмоциональная насыщенность
и эмоционально-позитивный характер межличностных
отношений, устойчивость, длительность
и стабильность взаимодействия с партнером,
совместная деятельность и сотрудничество
со взрослым как образцом компетентности,
социальная поддержка и инициирование
к самостоятельной деятельности делают
семью уникальной структурой, обеспечивающей
наиболее благоприятные условия для личностного
и интеллектуального развития ребенка
[7, с33-35].
Особенности социализации
Социализация, как и любой другой
процесс сложен и многогранен. Как правило
выделяют пять сторон социализации: формирование
знаний о людях, обществе и о себе; выработка
навыков практической деятельности; выработка
норм, ролей, позиций; выработка аттитюдов,
ценностных ориентации; включение в практическую
деятельность [2, с. 161].
Воздействие семьи на ребенка
велико и имеет большое значение в формировании
ценностных ориентаций, норм поведения
и в становлении личности в целом. Как
отмечает Т. В Андреева [2, c. 164-165], существуют
следующие факторы влияния семьи на социализацию
личности:
1) состав семьи или, в
более точном смысле, структура
семьи как единство функционирования
ее членов;
2) позиция ребенка в
семье – включает его роли
в семье;
3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы,
т.е. те члены семьи, которые оказали наибольшее
влияние на развитие ребенка;
4) стиль воспитания в
семье – можно рассматривать как преобладающий
стиль основного воспитателя-социализатора
(например, матери) и вспомогательных социализаторов
(бабушки, отца, деда, сиблингов);
5) собственно личностный,
нравственный и творческий потенциал
семьи.
Ни один процесс не может протекать
гладко и не иметь каких-либо преград и
возникающих сложностей. Поэтому выделяют
следующие условия успешной социализации
ребенка:
1) благоприятный психологический
климат в семье;
2) авторитет родителей
в глазах ребенка;
3) позитивные социальные
установки самих родителей;
4) формирование позитивных
социальных установок в процессе
целенаправленного семейного воспитания
[10, с. 125].
Социализация ребенка неотделима
от воспитания. По мнению Н.Ф. Дивициной
[5, c. 53], воспитательная функция семьи имеет
огромное значение в становлении личности
ребенка: семья воздействует на социализацию
детей не просто самим фактом своего существования,
а благоприятным морально-психологическим
климатом, здоровыми отношениями между
всеми своими членами.
В процессе воспитания закладываются
и формируются ценностные ориентации
человека, которые проявляются в отношениях,
определяющие его стиль жизни, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
Дети учатся не только на примерах взрослых,
подражая им. Изменения в жизни, экономической,
политической и прочих ее сферах настолько
быстры, что детям придется жить в том
мире, который существенно отличается
от мира родителей. Поэтому эффективность
воспитания должна оцениваться не по тому,
сколько родители передали опыта и знаний
своим детям, а по тому, сумели ли они подготовить
их самостоятельно действовать и принимать
решения в условиях, которых не могло быть
в жизни родительского поколения. Любая
семья имеет особые возможности задать
детям ориентиры их социального поведения
на всю последующую жизнь.
Родители пользуются множеством
приемов воспитания в зависимости от ситуации,
от самого ребенка, от его поведения в
данный момент и культурного окружения,
к которому они принадлежат. На основе
стилей воспитания выделяют четыре параметра
изменения родительского поведения.
Родительский контроль имеет отношение к степени
выраженности у родителей запретных тенденций.
Родители с выраженными запретными тенденциями
ограничивают право ребенка следовать
собственным побуждениям, активно добиваются
от детей подчинения правилам и следят
за тем, чтобы они полностью выполняли
свои обязанности. Контролирующие действия
направлены на модификацию проявлений
зависимости у детей, агрессивности, развитие
игрового поведения, а также на более совершенное
усвоение родительских стандартов и норм
[12, с. 103-104].